Вечером 4 октября в аэропорту Внуково приземлился самолёт из Эр-Рияда с высокой делегацией Королевства Саудовской Аравии во главе с королём Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Он прибыл в Москву с трёхдневным визитом в ответ на приглашение президента России Владимира Путина, которое было принято ещё в 2007 году ныне покойным королём Абдаллой. Охлаждение отношений двух стран привело к тому, что визит неоднократно откладывался, а вместе с тем тщательно прорабатывался. На время отсутствия в стране король уполномочил управлять делами государства влиятельного наследного принца Мохаммеда бин Сальмана (28 мая он уже приезжал в Москву и провёл переговоры на высшем уровне, обсуждая в том числе вопросы стабилизации нефтяных цен).
Всего два года назад сама мысль о подобном визите могла показаться невероятной, пишет британская Gardian, поскольку Москва и Эр-Рияд десятилетиями выступали друг против друга во всех крупных региональных конфликтах, начиная с Афганистана и кончая деятельностью (запрещённых в России) «Братьев-мусульман». Два года назад началась военная операция России в Сирии, во многом расстроившая планы «друзей сирийского народа». Со временем успехи поддерживаемых россиянами сирийских правительственных сил побудили региональных спонсоров «вооружённой оппозиции» сдвинуться в сторону более реалистической оценки событий.
Владимир Путин высоко оценил визит саудовского монарха в Россию: «Это первый в истории наших отношений визит короля Саудовской Аравии в Россию. И уже само по себе это очень знаковое событие. Наши отношения имеют большую довольно историю». Предыдущая встреча глав двух государств состоялась в ноябре 2015 года на полях саммита G20 в Анталье. Сейчас король выразил уверенность, что его визит в Москву поможет укрепить двусторонние отношения, и подчеркнул, что он «счастлив» приехать в Россию. Монарх выразил также надежду, что его визит будет способствовать развитию сотрудничества «на благо и пользу двух стран и народов» и послужит укреплению безопасности и «мира во всем мире».
Многоопытный Турки аль-Фейсал в интервью агентству Sputnik и телеканалу НТВ призвал к совместной борьбе с террористами. Он сравнил этноконфессиональную структуру России с ковром, имеющим уникальный орнамент, который «является для всего мира примером того, как нужно объединять народы и религии для формирования связного и энергичного общества». Западу, заметил Турки аль-Фейсал, «следует взять пример с уникальной модели российского общества».
В Москве убеждены, что визит придаст мощный импульс развитию двусторонних российско-саудовских отношений, полагает спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. «Сегодня наши отношения находятся на подъеме, активизировались контакты на высшем уровне. Укрепляется координация по внешнеполитической линии, две недели назад Джидду с визитом посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров», – заявил дипломат, выступая 25 сентября на приёме по случаю Национального дня Саудовской Аравии. Регулярный обмен мнениями между двумя странами является фактором стабильности в регионе, политического урегулирования «при бескомпромиссной борьбе с терроризмом во всех его проявлениях». Значительное внимание уделяется экономическому взаимодействию, включая сельское хозяйство, а также гуманитарную сферу, где хорошо зарекомендовал себя форум «Россия – Исламский мир», очередное заседание которого планируется провести в Саудовской Аравии. Относительно новым направлением можно считать военно-техническое сотрудничество.
По данным «Коммерсанта», от результатов переговоров зависят перспективы заключения оружейных контрактов на сумму свыше 3 млрд долл., в том числе на возможную поставку Эр-Рияду зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Кроме того, на повестке дня – несколько инфраструктурных и энергетических проектов (нефтехимический комплекс, аэропорт Пулково и др.), создание совместных инвестиционных фондов и т. д. Выступая на российско-саудовском инвестиционном форуме, министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов королевства Халед аль-Фалех заявил о создании совместной комиссии «для сотрудничества в сфере строительства поездов и вагонов». Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отметил, что товарооборот между двумя странами за первое полугодие 2017 года вырос на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причём его потенциальный объём раскрыт не полностью и должен быть в несколько раз больше.
Конечно, диалог Москвы с Саудовской Аравией сложно рассматривать вне американского контекста. Некоторые эксперты называют реальным правителем страны не 81-летнего монарха, а тесно связанного с Вашингтоном Мохаммеда бин Сальмана. Находясь летом прошлого года с визитом в США, по информации издания «Аш-Шарк аль-Аусат», в ходе встреч в Госдепе, Конгрессе и спецслужбах он запрашивал увеличение военной помощи сирийской «вооружённой оппозиции». А в ходе майского визита Дональда Трампа в Эр-Рияд были подписаны оружейные контракты на астрономические суммы и явлены миру другие признаки укрепления стратегического альянса двух стран. Агентство Bloomberg не без тревоги пишет, что Владимир Путин удачно заполняет «вакуум власти» на Ближнем Востоке и фактически уже стал его новым «хозяином». Несмотря на сохраняющееся главенствующее положение Америки на Ближнем Востоке, «приверженность [ближневосточных партнёров Вашингтона. – Д.Н.] традиционным альянсам ослабевает, что побуждает региональных лидеров хеджировать свои ставки».
По мнению Newsweek, развитие российско-саудовского экономического партнёрства соответствует интересам обеих сторон, хорошо соотносясь с курсом на экономическое развитие в соответствии с инициированной наследным принцем Мохаммедом бин Сальманом программой реформ «Видение 2030». Деловая активность россиян помогла бы обеспечить новые рабочие места для граждан королевства, а (пока не подписанные) оружейные контракты позволят зависящим от американского ВПК саудитам приступить к созданию собственной оборонной промышленности. «Экономические контакты России на Ближнем Востоке, – замечает Newsweek, – это более тонкая игра, чем открытое военное вмешательство в Сирии, но их последствия могут так же дорого обойтись интересам США и осложнить достижение политических целей США в долгосрочный период».
Следование за Вашингтоном не убавляет региональные проблемы Эр-Рияда, включая неблагоприятное для него развитие ситуации в Сирии и невозможность подавления силой сопротивления в Йемене. Это порождает финансово-экономические трудности; в частности, бюджетный дефицит 2016 года составил 326,2 млрд риалов. После инициированной просаудовскими группами и американскими спецслужбами попытки наступления в Идлибе и северной Хаме ВКС России наносят интенсивные удары по террористам запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусра»; судя по кличкам уничтоженных бандитов, по крайней мере некоторые из них имеют непосредственное отношение к Саудовской Аравии. Это характерный почерк, знакомый ещё по Афганистану, а также по некоторым северокавказским сюжетам. Однако бельгийское издание dedefensa.org уверено: «В Саудовской Аравии оставили в прошлом времена принца Бандара (его отправили в отставку или к праотцам), который в беседе с Путиным чуть ли не открыто упоминал угрозу терактов на фоне зимней Олимпиады в Сочи». Хотелось бы надеяться, что это действительно так…
На конец октября – начало ноября в Эр-Рияде запланировано заседание российско-саудовской межправительственной комиссии, по итогам которого, видимо, станет более понятным конкретное наполнение двустороннего сотрудничества в экономической сфере, включая возможное начало предконтрактных переговоров на поставку Саудовской Аравии зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф».