Пётр ИСКЕНДЕРОВ. Полька для Евросоюза

Полька для Евросоюза

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

Один из наиболее шумных членов Европейского союза Польша оказалась в опасной близости к тому, чтобы лишиться права голоса в этой организации. Соответствующая мера фигурирует в перечне санкций, ввести которые Еврокомиссия призвала Совет ЕС. Причина – вмешательство польского государства в функционирование национальной судебной системы и фактическое лишение её независимости. А тот факт, что во главе Совета ЕС сейчас стоит бывший польский премьер Дональд Туск, добавляет ситуации пикантность в духе популярной когда-то в Советском Союзе телепередачи «Кабачок 13 стульев».

За минувшие два года в Польше по инициативе правительства и правящей коалиции во главе с партией «Право и справедливость» были приняты 13 законов, изменивших судебную систему страны, подчёркивает в своём заявлении Еврокомиссия, настаивая на необходимости ввести против Варшавы санкции (соответствующее предупреждение было вынесено польской стороне ещё в июле 2017 года). Еврокомиссия пришла к заключению, что «существует риск» серьёзного нарушения принципа верховенства права в Польше и высший исполнительный орган ЕС считает необходимым «вступить в новую фазу диалога с привлечением Европейского парламента и Европейского совета».

В частности, Еврокомиссия рекомендует Совету ЕС задействовать статью Договора о Европейском союзе, в которой записано, что Совет ЕС может ограничить права государства–члена данной организации, если существует «серьёзное нарушение государством-членом ценностей» Евросоюза. Одновременно Еврокомиссия опубликовала «разъяснения», касающиеся перечня возможных мер наказания Польши, и среди них фигурирует лишение Варшавы права голоса в Евросовете. Высший исполнительный орган ЕС предложил Польше «исправить ситуацию в течение трёх месяцев», после чего сообщить о результатах.

Однако угрозы Еврокомиссии пока добавляют уверенности Польше, которая обвинила Брюссель во вмешательстве в её внутренние дела. Польское министерство иностранных дел в специальном заявлении подчеркнуло, что решение Еврокомиссии «осложняет отношения Польши и ЕС». Данное решение «может затруднить понимание и взаимное доверие между Варшавой и Брюсселем», отметило польское внешнеполитическое ведомство.

В Варшаве при этом говорят, что страна «придерживается диалога с Европейской комиссией», но «не приемлет односторонних и несправедливых суждений». К тому же в Польше не сомневаются, что в отношении самой судебной реформы в Европе «ведётся негативная информационная кампания с необоснованными обвинениями». А президент Польши Анджей Дуда ответил Брюсселю ещё более определённо. Он просто подписал 20 декабря два закона – о Национальном судебном совете и Верховном суде – в рамках реформирования национальной судебной системы, «несмотря на обещание Европейской комиссии в случае их принятия ввести против Варшавы санкции», сообщает польское издание Wprost.

Тот факт, что ранее оба закона были сразу приняты сеймом и утверждены польским сенатом, свидетельствует, что Еврокомиссии приходится иметь дело не с отдельными польскими политиками, а с консолидированной позицией всех ветвей государственной власти, что выводит споры Брюсселя и Варшавы на новый уровень.

История споров насчитывает уже несколько лет, но особой остроты противоречия достигли после прихода к власти нынешнего польского президента Анджея Дуды и коалиции во главе с партией «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Придерживаясь проамериканского курса, Качиньский и его единомышленники скептически относятся к теории и практике функционирования «единой Европы» и в целом к деятельности брюссельской бюрократии, в которой видят попытки подорвать культурную идентичность народов Европы и ослабить институты национальной государственности. Аналогичные тенденции прослеживаются в политике других стран, входящих вместе с Польшей в объединение «Вишеградская группа» (Венгрия, Словакия, Чехия).

И, в принципе, Польша может стать для Евросоюза более опасной «миной замедленного действия», чем «торгующаяся на выход» Великобритания или стремящаяся к самоопределению Каталония. Не случайно немецкие СМИ выражают по этому поводу тревогу, ведь Германия тоже находится в прицеле польских властей. «Выход Польши из ЕС вполне возможен», – предупреждает Die Welt и продолжает: «Своим решением о применении «юридической атомной бомбы» против Польши из-за правовой реформы в этой стране Европейская комиссия отважилась на серьёзный шаг. Однако он представляет собой большой риск для самой Европы и может оказаться запоздалым. Кроме того, для введения санкций требуется одобрение всех государств – членов ЕС, а Венгрия уже заявила, что находится на стороне Варшавы». «Действия Еврокомиссии против Польши являются неприемлемыми и нарушают независимость страны», – приводит газета слова венгерского вице-премьера Жолта Шемьена. Возможно, польское правительство «вообще не заинтересовано в том, чтобы оставаться в ЕС после 2020 года, то есть после следующих парламентских выборов и начала нового периода действия бюджета ЕС», отмечает польский политолог Рената Миенковска в интервью немецкой газете Die Zeit: если в финансовом отношении Польша ничего не выиграет, то она «может выйти из ЕС».

Дальнейшее развитие событий будет в значительной степени зависеть от того, какую позицию займут США и захочет ли администрация Трампа вообще как-то участвовать в конфликте между Брюсселем и Варшавой. Известный своей близостью к Госдепартаменту американский Атлантический совет на всякий случай предупредил поляков, что, отказываясь от проведения «демократических реформ», они играют с огнём: «Польское правительство, похоже, хочет вернуться к модели межвоенного периода, когда страна игнорировала интересы меньшинства и, лишившись союзников, столкнулась с кризисом. Нынешняя власть так и не вынесла уроков из той ситуации».

Однако расстановка сил в Европе и приоритеты Трампа, скорее, добавляют козыри Польше и её союзникам. Вполне очевидно, что прежняя модель европейской интеграции себя исчерпала, а выработать новую модель Брюссель не готов, осаждаемый финансовыми проблемами, миграционным кризисом, волнами сепаратизма. И можно предположить, что в 2018 году укрепятся позиции государств Центральной Европы, защищающих национальные интересы от наднациональной бюрократии.

Статьи по теме