На переговорах Президента Ирана Хасана Роухани в Ашхабаде могут оговариваться позиции стран перед пятисторонним Саммитом прикаспийских государств, где планируется принятие долгожданной конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Каспий: пограничный конфликт перед визитом президента Ирана – случайность или провокация?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

21 марта в Каспийском море туркменские пограничники расстреляли иранских рыбаков, жителей города Бендер-Туркмен. Два человека убиты, двое арестованы. Стороны существенно разошлись в оценках инцидента. 

«Мы решительно протестуем против нескромных действий пограничников Туркмении и стрельбы по рыбацкому гражданскому судну», − сказал представитель МИД Ирана Бахрам Касеми и потребовал объяснений. 

Он сообщил, что пограничный наряд Туркменистана применил оружие неправомочно. «Даже если рыбаки приблизились к границам Туркменистана, согласно международной практике, патрульные катера могли просто отогнать нарушителей из своих территориальных вод, − заявил Кассеми. − Поэтому мы призываем к незамедлительным и официальным объяснениям властей Туркменистана и надеемся, что, учитывая дружественные отношения между двумя странами, все аспекты инцидента будут уточнены в сотрудничестве с компетентными органами страны».

Туркменский МИД заявил, что  рыбаки перевозили наркотики и не подчинились пограничникам. «Туркменская сторона заявляет, что 21 марта в территориальных водах Туркменистана, в 3−4 км от береговой линии Туркменистана, на Каспии пограничными службами Туркменистана была пресечена попытка контрабандного провоза крупной партии наркотических средств группой граждан Ирана, нарушивших государственных границу Туркменистана на моторной лодке», − говорится в сообщении. «Во время задержания указанные контрабандисты, не подчинившись командам пограничного наряда, предприняли провокационные действия в отношении туркменских пограничников, расцениваемые как посягательство на жизнь, в результате чего против нарушителей были применены силовые методы принуждения в строгом соответствии с законодательством Туркменистана». 

Неординарный случай  на границе обострён в связи с запланированным на 27-28 марта официальным визитом президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани в Ашхабад.

Пока туркменские власти подтверждают, что сторонами проводятся соответствующие процессуальные мероприятия, а МИД Туркмении предостерегает от попыток политизации вопроса: эти попытки будут расцениваться как недружественные по отношению к Туркменистану действия и немедленно опровергаться туркменской стороной. СМИ Туркмении размещают материалы позитивной направленности перед визитом.

На предстоящей встрече, видимо, будет сделана попытка достижения компромисса по конфликту, хотя считается, что главным вопросом станет вопрос об оплате задолженности иранской стороной за поставленный ранее туркменский природный газ. Об этом 1 марта говорил глава внешнеполитического ведомства Туркменистана Рашид Мередов во время  визита в Ашхабад  министра промышленности, рудников и торговли Исламской Республики Иран Мохаммада Шариатмадари.   Туркменистан утверждает, что Иран должен ему 1,5 миллиарда долларов, но этот долг оспаривается в международных судах. 

Кроме того, на переговорах Роухани в Ашхабаде могут оговариваться позиции стран перед пятисторонним саммитом прикаспийских государств, где планируется  принятие долгожданной конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права − Азербайджана, Казахстана и Туркмении −  поставило вопрос о разграничении Каспия уже не между двумя (СССР и Иран), а пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права. 

По материалам СМИ