30 апреля премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху выступил в министерстве обороны Израиля с заявлением, в котором утверждал, что Иран продолжает тайные работы над своей ядерной программой и постоянно лжёт мировой общественности.

Израиль стремится взять реванш в Сирии

Плоды стратегического планирования Вашингтона на Ближнем Востоке израильтян не устраивают

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ходе недавних визитов в Вашингтон президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель поочередно убеждали Дональда Трампа в необходимости сохранить «ядерную сделку» с Ираном, заключённую в 2015 году. По всеобщему мнению, это соглашение стало существенным вкладом в стабилизацию положения в регионе и не подвергается критике никем, кроме новой администарции США и Тель-Авива. С самого начала своего правления Д. Трамп объявил, что «это плохая сделка» и он намерен выйти из неё. Срок предположительного выхода – 12 мая.

Не успели остынуть следы Меркель и Макрона в Белом доме, как раздался встречный залп: 30 апреля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступил в Министерстве обороны Израиля с заявлением, в котором утверждал, что Иран продолжает тайные работы над своей ядерной программой и постоянно лжёт мировой общественности. Он предъявил некие «доказательства», которые якобы содержатся на 183 CD-дисках, фото, видео и других носителях информации. Сведения касаются так называемого иранского проекта AMAD, начавшегося двадцать лет назад и до сих пор продолжающегося. Нетаньяху зачитывал отрывки из документов, которые, по его словам, призваны свидетельствовать о том, что Иран вводит мировую общественность в заблуждение. Достоверность представленных данных не подтверждена. 

Выступление Натаньяху вызвало большую озабоченность. Взоры обратились к МАГАТЭ, которое должно отреагировать на обвинения в адрес Ирана. Министр иностранных дел Германии Хейко Маас потребовал незамедлительной проверки данных израильского премьер-министра упономоченными этого агентства. «Безопасность Израиля находится в центре немецкой политики. Но именно поэтому мы должны проанализировать всё досконально. Венское соглашение с Ираном базируется не на доверии, а на плотном контроле», – заявил он. 

С предупреждением об опасности развала «ядерного соглашения» выступил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Появляется всё больше критических материалов о затеянном США и Израилем плане развала «ядерной сделки». Германская газета «Франкфуртер рундшау» обращает внимание на лексику, которой пользуется Д. Трамп в оправдании своих намерений: «Тегеран разжигает насилие, кровопролитие и хаос на всем Ближнем Востоке. Мы должны гарантировать, что этот убийственный режим не окажется вблизи ядерного оружия». В словах Трампа звучат вовсе не аргументы, касающиеся «ядерного досье». В них слышна застарелая ненависть израильского лобби в США к Ирану. Для американского президента вопрос о мифической иранской атомной бомбе вторичен. Иран должен быть наказан, потому что это «режим аятолл». 

Однако у европейцев иная точка зрения. «Информация из «тайного архива Тегерана» широко известна, она говорит не против, а в пользу соглашения с Ираном, – пишет «Франкфуртер Рундшау». – Это государство обязалось в 2015 году отказаться от создания атомной бомбы, допустило на свою территорию контроль и выполняет все положения договора. Те, кто хочет предотвратить гонку ядерных вооружений в регионе, должны придерживаться этого соглашения и его развивать… Однако израильский премьер Нетаньяху делает ставку на конфронтацию и подбрасывет Дональду Трампу некие аргументы, которые подтолкнут его выйти из договора в середине текущего месяца. Если это случится, будет упущен большой шанс для мира и кризисный регион не станет безопаснее».

Возникает вопрос: израильское руководство прекрасно отдает себе отчёт в том, что никакой ядерной программы у Ирана нет. Остановленный соглашением 2015 года процесс обогащения урана на иранских мощностях предусматривал лишь производство горючего для АЭС. Тогда для чего Тель-Авив и Вашингтон затевают спектакль по образцу «химических атак» в Сирии?

Ответ кроется в сложившейся расстановке сил. Одной из важнейших причин возникновения в Вашингтоне плана прекройки карты Ближнего Востока было активное участие Ирана в судьбе палестинцев, лишённых Израилем собственной территории. Тегеран поддерживает палестинское движение ХАМАС и ливанскую партию «Хизбалла», доставляющих Израилю массу проблем, и действует в тесной взимосвязи с правительством Сирии. 

Ирано-иракская война 1980-88 гг., вторжение американцев в Ирак в 2003 г., террористическая интервенция в Сирии имели целью ослабление Ирана, превращение его в регионального маргинала и ликвидацию его возможностей поддерживать ХАМАС и «Хизбаллу». Израильская концепция лишения палестинцев их земли и государства будет уязвимой до тех пор, пока Иран имеет влияние в регионе. 

Саддам Хусейн, несмотря на мощную поддержку США, не смог выиграть войну с Ираном. Вторжение в Ирак, предназначенное для создания в этой шиитской стране «демократического режима», способного «размыть» иранское общество, обернулось кровавой вакханалией и возникновением армии террористов (запрещённое в России «Исламское государство» – ИГ), авантюра в Сирии привела к нежелательным военно-стратегическим последствиям для США. Режим Асада укрепился, а РФ вернулась на положение ключевой внерегиональной силы на Ближнем Востоке. Тегеран же в результате американо-израильских авантюр расширил и укрепил свои позиции. 

ХАМАС после заявления президента Трампа о признании Иерусалима столицей еврейского государства призвал всех палестинцев к началу новой интифады. В последние годы Иран выделяет ХАМАС среди других палестинских организаций и оказывает ему наиболее значимую помощь. Исламская Республика Иран является сейчас крупнейшим военным и финансовым покровителем отрядов «Изз ад-Дин аль-Кассам» (боевое крыло ХАМАС). Поставки вооружения Ираном в Газу вернулись к тем объёмам, которые существовали лет 10 назад, то есть в период активного взаимодействия Ирана с этой радикальной группировкой. Иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) в своем заявлении, опубликованном в конце июля 2017 года, заявил о себе как главном опекуне палестинской интифады. 

Летом прошлого года состоялись переговоры делегации ХАМАС с руководством ИРИ, на которых шла речь о политической и материальной поддержке Ираном палестинского сопротивления. По результатам переговоров было сделано заявление о том, что «если между двумя сторонами и были противоречия, то сейчас они преодолены и отношения вернулись в прежнее русло». В Иране намерены и далее «защищать идеалы палестинского освобождения», а также выражают надежду, что ХАМАС сохранит свою роль в качестве «бастиона в борьбе с сионистскими захватчиками». 

Сегодня численность подразделений КСИР, «Хизбаллы» и иранских ополченцев, находящихся в Сирии, достигает несколько десятков тысяч человек. Эта армия располагает пехотными частями, спецназом, бронетехникой, артиллерией авиацией, разведкой, логистическими подразделениями. С начала 2017 года Иран расширяет сферу своего военного контроля на пустынные области центральной и южной Сирии, находившиеся до последних месяцев под властью суннитского «Исламского государства» (ИГ). Это предотвращает возвращение изгнанных боевиков ИГ в те районы, откуда они бежали. По некоторым оценкам, до 60% территории Сирии теперь под иранским контролем – как через регулярные подразделения КСИР, так и с помощью «Хизбаллы». Иранские вооружённые силы в Сирии используют несколько важных баз, обеспечивающих им полную свободу действий. Прежде всего, это военный аэропорт Тадмор (Пальмира) в самом центре страны, позволяющий перебрасывать в Сирию по воздуху прямыми рейсами из Ирана любое военное снаряжение и боеприпасы. Укрепились и отряды «Хизбаллы», которые всё больше выступают ударной силой Тегерана. 

Главным успехом иранцев считается создание ими подконтрольного пояса вдоль ирако-сирийской границы, который доходит до Ливана и гарантирует постоянное взаимодействие с «Хизбаллой». Теперь у Ирана нет проблем в снабжении этой организации людьми, оружием, техникой и боеприпасами. Израиль получил у себя под боком многократно усилившуюся армию, способную действовать по команде из Тегерана. 

Итог: в результате войны, начатой Соединёнными Штатами с целью перекройки карты Ближнего Востока в интересах Израиля, Иран усилил свои позиции. Его оперативные возможности неизмеримо выросли.

Такие плоды стратегического планирования Вашингтона Израиль не устраивают. Как пишет газета русскоязычной Америки «Еврейский мир», «Иран сумел стать безусловным победителем войны в Сирии. Никто в мире теперь уже не сможет выставить иранскую армию из Сирии. Поэтому нам в Израиле, в Европе и в США следует привыкнуть к тому, что Иран теперь включает в себя большую часть Ирака, Сирии и Ливана. При этом ливанская «Хизбалла» территориально соединена с Ираном… Два года назад, когда процесс развала Сирии достиг пика, были израильтяне, утверждавшие, что ситуация в области безопасности даже улучшилась… а «Хизбалла» глубоко погружена в мутное сирийское болото. Сегодня ситуация оценивается совершенно иначе. Вместо Сирии мы получили Иран в качестве своего непосредственного соседа, а «Хизбалла» – уже больше не изолированная в Ливане организация, но важная составляющая мощных иранских военных сил, угрожающих безопасности Израиля и расположенных вблизи от границы еврейского государства. В конечном счёте именно Иран оказался главным победителем гражданской войны в Сирии…» 

Этой оценке недостаёт анализа причин случившегося. Они заключаются в том, что у палестинской проблемы нет военного решения. Вокруг этого затянут весь ближневосточный узел. И пока существуют народ, лишённый своей территории, и мощное государство, защищающее права этого народа, силой ничего не сделаешь. К мирному решению рано или поздно придётся обратиться, но Тель-Авив и израильское лобби в Вашингтоне, логике которого следует Трамп, не хотят это принять. Судя по инспирации спектакля с «иранской атомной бомбой», они намерены устроить ещё одно испытание сил. Однако выход Вашингтона из «ядерной сделки» и новые санкции в отношении Тегерана ситуацию не изменят. Иранские части и «Хизбаллу» без военных действий из Сирии не вытеснить. Кто-то думает, что если «загнать Иран в клетку», разгромить части КСИР и «Хизбаллы» на сирийской территории, лишить ХАМАС поддержки Тегерана, ситуация снова войдёт в прежнее русло. О том, что это будет означать новую войну на Ближнем Востоке, предпочитают не думать.

Сейчас трудно предугадать, решатся ли американцы на военные действия и какими эти действия будут. Как показывает опыт, Трамп легко извергает самые страшные угрозы, за которыми ничего не следует. Однако на сей раз ему нашёптывают силы, способные убедить его в необходимости действовать. Только действовать Америке придётся, по всей видимости, без европейских союзников.

Статьи по теме