Это произошло 23 мая 1938 года… Человека, несколько минут назад стоявшего на тротуаре улицы Коолсингел, близ отеля «Атланта» в Роттердаме, разнесло в клочья. Так был ликвидирован видный деятель украинской националистической эмиграции Евгений Коновалец. Организаторами ликвидации называли соперничающую группировку украинцев во главе с Бандерой, поляков, немцев, и только националистическая газетка «Свобода» догадалась, откуда пришло возмездие: «Евген Коновалець убитий совєцьким агентом».
Газета «Свобода» с сообщением об убийстве Коновальца
Смертный приговор себе Коновалец подписал, одобрив в 1933 году аттентат (покушение) на генерального консула СССР во Львове, жертвой которого стал секретарь посольства А. Майлов. После трагического убийства советского дипломата председатель ОГПУ В. Менжинский отдал приказ о разработке плана нейтрализации развернувших террор украинских националистов. Разработка операции велась с участием Сталина, который и предложил использовать известную слабость «объекта» к шоколадным конфетам: Коновалец поедал дорогие конфеты в огромных количествах.
Было изготовлено устройство в виде конфетной коробки с украинским орнаментом, в котором взрыватель автоматически срабатывал через полчаса после перевода предмета из вертикального положения в горизонтальное. Вручить «презент» было поручено старшему лейтенанту НКВД Павлу Судоплатову.
Коновалец, которому на Украине открывают памятники и именем которого там называют улицы, родился в Галиции (Австро-Венгрия), добровольцем пошёл в австрийскую армию, дослужился до прапорщика, в 1915 году попал в русский плен. Два с лишним года содержался в лагерях для военнопленных в районе Чёрного Яра и Царицына. Революция забросила его в Киев, где он возглавил осенью 1917-го Галицко-Буковинский курень сечевых стрельцов. Головорезы этого куреня отличились в расправе над восставшими рабочими завода «Арсенал», когда были расстреляны свыше полутора тысяч участников так называемого январского восстания. Петлюра пожаловал тогда Коновальца за верную службу полковником.
Расстрелянные участники восстания. Киев, январь 1918 года
В Киеве сечевые стрельцы Коновальца занимались бандитизмом: ночами хватали любого, кто им не нравился, и чаще всего убивали. Убивали за незнание мовы, за отсутствие денег, «за те, що жид». Способ убийства был простым: поднимали решётку канализации, бросали туда человека, накрывали решёткой и стреляли в прорези. А потом вспоминали: «Сам Київ був нам чужий. Московське населення нас, Січових Стрільців, ненавиділо цілою душею і називало нас «сукіними синами», за літерами СС на наших відзнаках» (кокардах).
Коновалец приобрёл на Украине стойкую репутацию бандита и мародёра. Покидая Украину, он «увёз с собой два чемодана с награбленным золотом, серебром и драгоценными камнями», писал один из исследователей. Оказавшись после революции и гражданской войны в Литве, часть которой была оккупирована Польшей, Коновалец наладил связи со спецслужбами Веймарской республики. Здесь его УВО (Украинская войсковая организация) за несколько лет совершила не один десяток диверсий, организовала свыше 60 терактов, множество нападений на почтовые конторы и банки. В 1923-1928 годах украинские националисты получили от Германии свыше двух миллионов марок, большое количество оружия и взрывчатки. Действовали курсы и школы, в которых сотрудники абвера обучали членов УВО ремеслу тайной войны. Гитлер, до того как стать рейхсканцлером Германии, встречался с Коновальцем (бывший австрийский прапорщик ему понравился), а после прихода к власти фюрер подчинил структуры украинских националистов гестапо.
Здесь главное: украинский национализм всегда был явлением несамостоятельным, он всегда состоял на службе того или иного враждебного России иностранного государства – Австро-Венгрии, гитлеровской Германии, США… Так было и так будет, пока существует это уродливое явление.
* * *
В ликвидации Коновальца принял участие видный функционер ОУН Лебедь-Хомяк, бывший офицер сечевых стрельцов, находившийся вместе с Коновальцем в русском плену под Царицыном в 1915-1917 гг. и ещё в 1920-х гг. завербованный ОГПУ. Спасаясь якобы от арестов советскими властями, Лебедь-Хомяк в 1933 г. оказался в Бельгии, откуда восстановил связь с Коновальцем. В 1935 году за рубеж попал и его «племянник» Павлусь (Судоплатов), который приглянулся Коновальцу. Когда они вместе были на могиле Петлюры в Париже и «племянник», набрав с могилы земли, на вопрос «Зачем?» ответил, что на родине посадит в эту землю дерево, чтобы ухаживать за ним, матёрый бандит чуть не прослезился.
Павел Судоплатов в 1940 г.
Решающая (и последняя) их встреча произошла 23 мая 1938 года в Роттердаме, в ресторане «Атланта». «Павлусь» торопился, но сказал, что вечером они снова встретятся и побеседуют «по-настоящему». А на прощание положил перед Коновальцем на стол шоколадный «подарок с Украины». В ближайшей лавке купил шляпу, светлый плащ и, выходя из лавки, услышал взрыв. На вокзале, который был в десяти минутах ходьбы от «Атланты», сел на поезд, отправлявшийся в Париж, откуда в Москву ушла телеграмма, начинавшаяся словами: «Подарок вручен...» Около двух недель Судоплатов скрывался на явочной квартире, затем перебрался в Испанию, а оттуда домой.
Наградой Павлу Судоплатову за успешное выполнение задания стало присвоение очередного звания «капитан государственной безопасности» и пятидневный отпуск для поездки на родину в Мелитополь. Домой возвратился и его «дядя», Василий Владимирович Лебедь-Хомяк, в годы войны работавший в НКВД, командовавший спецотрядом ОМСБОН, затем трудившийся на дипломатическом поприще и высоких хозяйственных постах.
Расчёт Сталина на то, что смерть Коновальца внесёт раскол в ряды украинских националистов, оказался верен. Сцепившись в борьбе за власть, мельниковцы (сторонники А. Мельника, преемника Коновальца) поначалу взяли верх. Их уничтожали бандеровцы, развернувшие террор против «побратимів». Немцы быстро разочаровались в своих ставленниках, и к 1943 году фракция мельниковцев в ОУН была разгромлена.
А Павел Анатольевич Судоплатов превратился в легенду. Он прожил долгую жизнь, дослужился до звания генерал-лейтенанта. Ликвидация Коновальца вошла в энциклопедию «100 великих операций спецслужб». Его книги «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950 годы», «Победа в тайной войне», «Разные дни тайной войны и дипломатии» и другие стали бестселлерами. И на целую библиотеку тянут книги о нём самом: «Судоплатов против Канариса», «Павел Судоплатов. Гений террора», «Павел Судоплатов: Терминатор Сталина» и много ещё…
Конфеты «Судоплатовские»
* Организация запрещена в России