В конце августа на мероприятиях по случаю 100-летия обретения государственности Латвии и Эстонии министры юстиции двух стран Дзинтарс Расначс и Урмас Рейнсалу объявили, что готовят юридический иск в ООН о возмещении ущерба за «советскую оккупацию». С аналогичными требованиями выступает и Литва.
В декабре 2015 года министры юстиции Латвии, Литвы и Эстонии подписали декларацию о сотрудничестве, где говорится о необходимости объединить усилия в предъявлении требований возмещения ущерба за пребывание бывших прибалтийских республик в составе СССР. Претензии предполагается выдвинуть к Российской Федерации как правопреемнице Советского Союза.
В России уже привыкли относиться к подобным демаршам как к чему-то глубоко несерьёзному, не имеющему никаких перспектив на реализацию, не стоящему времени на оспаривание. К сожалению, подобный подход разделяют и некоторые депутаты, которым по долгу службы нельзя пропускать атак на национальные интересы.
Конечно, можно отмахнуться и от «новой волны» претензий как от очередной нелепицы, но что-то подсказывает, что на этот раз расчёт претендентов на репарации не так безрассуден. Начатая ими кампания синхронизирована с общей стратегией Запада. В Риге, Таллинне и Вильнюсе, возможно, думают даже, что в их претензиях Запад увидел ещё один повод для нагнетания антироссийской кампании.
Ключевым для обоснования требований балтийских республик на компенсации ущерба является юридическое признание факта их оккупации Советским Союзом. МИД РФ уже давно доказал полную несостоятельность подобного утверждения. Для правовой оценки ситуации, сложившейся в Прибалтике в конце 30-х годов ХХ века, термин «оккупация» не может быть использован в принципе, ибо между СССР и прибалтийскими государствами не было состояния войны, не велось военных действий, а «ввод войск осуществлялся на договорной основе и с ясно выраженного согласия существовавших в этих республиках тогдашних властей – как бы к ним ни относиться».
Просоветские демонстрации в Риге в 1940 году
Однако процесс законодательного признания на Западе советского периода истории Прибалтики как «оккупационного» набирает обороты. В резолюции Конгресса США от 16 сентября 2008 г. безапелляционно заявлено, что «советская оккупация» Латвии, Эстонии и Литвы является следствием «пакта Молотова – Риббентропа» (Договора о ненападении между СССР и Германией) от 23 августа 1939 г.
Во время председательства в 2011 году Польши в ЕС по случаю 20-летия признания независимости трёх прибалтийских республик были приняты заявления Евросоюза, в которых Россия также обвинялась в «советской оккупации» Прибалтики. А 23 августа 2011 года, в привязке к дате советско-германского Договора о ненападении, впервые большинством стран ЕС был отмечен «День памяти жертв всех тоталитарных и авторитарных режимов».
До некоторой степени особняком в этом хоре стоит Германия, особенно когда вопрос о репарациях пытаются распространить и на неё, как это делает Польша. Однако не следует обольщаться. Многие в Берлине рассуждают так, что Германия по своим грехам давно расплатилась, теперь настал черёд России, и претензии против неё можно поддержать. Исключать то, что балтийские требования в ближайшее время будут вынесены в подконтрольные Западу международные органы и инстанции, ни в коем случае нельзя. «Беспристрастность» Стокгольмского и прочих арбитражей мы знаем по спорам с Украиной. А решения этих арбитражей повлекут новые санкции против России. Москва, разумеется, будет их игнорировать, но, может быть, хватит занимать оборону и пора переходить в наступление?
Претензии балтийских стран растут, достигая фантастических величин. Рекорд по этой части держит Латвия, где говорят о 300 млрд евро, которые ей якобы задолжала историческая Россия. Литовцы отстают с 278 млрд долл., но уже рассуждают о том, что это не вся сумма. «Скромные» эстонцы пока остановились на 49 млрд евро, но это не предел. Эстонский министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу предложил разработать единую методику определения ущерба, якобы нанесённого трём странам Советским Союзом, чтобы такую методику приняло мировое сообщество. Некоторые известные иностранные юристы выразили готовность принять в этом участие.
Можно с уверенностью сказать, что двумя ключевыми принципами «новой методики» по-прежнему останутся два: отсылки на упущенную выгоду по сравнению, скажем, с Финляндией и Данией, и моральная компенсация (в денежном выражении!) за понесенные человеческие потери. К последним по-шулерски относят не только погибших на территории Прибалтики, но и значительно большее количество выселенных оттуда лиц, большинство из которых впоследствии вернулись на родину.
Вопрос о жертвах звучит особенно цинично, если знать об исторических событиях, в которых роль балтийских режимов выглядит крайне двусмысленно (по их же критериям): например, об участии красных латышских стрелков в становлении «преступной» советской власти. Или о том, как молодая эстонская республика сорвала наступление генерала Юденича на Петроград, укрепив власть большевиков.
Кто заплатит за «подвиги» латышских стрелков на просторах России?
Однако намного более весомый иск позволяют выставить «жаждущим справедливости» в балтийских странах события Второй мировой войны. От полумиллиона погибших за их освобождение от фашизма до непосредственного участия прибалтов в преступлениях фашистов. Кстати говоря, человеческие потери новейшего периода независимости Эстонии, Латвии и Литвы превышают потери даже в ту суровую пору. Так, население Эстонской ССР составляло 1565 тыс. человек, современной Эстонской Республики – 1313 тыс. (сокращение на 16,1%); население Латвийской ССР – 2666 тыс. человек, современной Латвийской Республики – 1976 тыс. (сокращение на 26,9%); Литовской ССР – 3689 тыс. человек, современной Литовской Республики – 2898 тыс. (сокращение на 21,4%). Заплатит ли кто-то за эти потери?
А кто заплатит за боевую эсэсовскую молодость этих «почётных» граждан Балтии?
И этих?
Не выдерживают никакой критики и манипуляции с цифрами экономического развития, включая полное игнорирование постоянных дотаций прибалтийских советских республик из союзного бюджета.
Список созданных в Прибалтике благодаря этим дотациям предприятий огромен. Достаточно упомянуть рижский радиотехнический гигант ВЭФ с 20 тысячами занятых.
Фасад комбината ВЭФ
Вместе с тем эти исторические сведения остаются, хотя и обширными, но разрозненными. Работа по приведению их в обобщающий, юридически выверенный свод не завершена. А противная сторона действует серьёзно и планомерно. Просто отмахнуться от выдвинутых претензий не получится. Необходимо выставить встречный список, обобщив сказанное здесь и добавив множество других фактов.
В 2015 году в России вышел 1 том документов о дотировании прибалтийских советских республик из государственного бюджета СССР в период до 1965 г. Необходимо продолжить эту работу и довести её до 1991 года. Тем самым будет создана документальная основа для предъявления странам Прибалтики официальных финансовых претензий. Россия как правопреемница СССР вправе потребовать от Литвы, Латвии и Эстонии материальных компенсаций по всем их советским долгам. И лишь после этого можно будет поговорить об их претензиях.