День независимости Республика Беларусь, образованная в результате распада СССР, отмечает 3 июля, который история Великой Отечественной войны считает днём освобождения Минска от фашистских захватчиков в результате операции «Багратион», продлившейся до 11 июля и закончившейся ликвидацией гитлеровской группировки войск в минском котле.
К 75-летию освобождения столицы Белорусской ССР Министерство обороны РФ рассекретило ряд материалов о тех событиях. 3 июля 1944 года в 22 часа Москва салютовала «доблестным войскам, овладевшим Минском двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий». Темпы наступления Красной армии были стремительными, по плану планировалось отбить белорусскую столицу у фашистов не позднее 7-8 июля, но, как следует из боевых донесений начальнику Генштаба Красной армии, «войска фронта, успешно развивая наступление, в 9.00 3.7 стремительной атакой танков и пехоты овладели столицей Белоруссии – г. Минск».
«Серьёзного сопротивления противник в самом городе уже оказать не мог. Он был деморализован темпами наступления Красной армии на Минск. Разбитые остатки немецких войск, бросая технику и оружие, бежали из города.
С утра 3 июля столица советской Белоруссии – город Минск – вновь стал советским. Население Минска со слезами радости на глазах встречало своих освободителей. Колонны танков, проходя по городу, забрасывались цветами так, что танки были похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины. Мужчины и женщины, старики и дети обнимали и целовали проходивших по улицам загорелых и пыльных от большого пути, бойцов и офицеров… На центральной Советской улице группы мальчишек с яростью отдирали от стен вывески и указатели с немецкими надписями, в клочья рвали немецкие объявления и плакаты. Народ ликовал»,
– сообщает в донесении начальник политодела 5-й танковой армии гвардии генерал-майор Жаров.
Операция «Багратион». Освобождение советской Белоруссии от фашистов
«Гитлеровские мерзавцы сожгли и разрушили этот крупнейший советский город. И сейчас ещё не утихают пожары, хотя в город сразу же по вступлении наших войск прибыли специальные пожарные команды и приступили к тушению пожаров. Горят жилые дома, школы. Горит подожжённый немцами при отступлении замечательный по архитектуре огромный дом Красной Армии. Взрываются заминированные здания…»
– так описывает он обстановку в Минске.
Разрушенный Минск
Нынче, через 75 лет после освобождения Красной армией советской Белоруссии от фашистов, в Беларуси чаще говорят о независимости, чем о героических событиях 1944 года. Вот и в поздравлении белорусского президента Александра Лукашенко сказано о том, что «Великая Отечественная война… пробудила в умах и сердцах каждого чувство национального единства», а «великий подвиг старших поколений» белорусы будут чтить не только «во имя исторической правды и мира на Земле», но и «во имя своей независимости».
Ни одним словом глава белорусского государства в тексте официального поздравления не обмолвился ни о Красной армии, освобождавшей Минск, ни о советских солдатах и офицерах, которых с цветами встречали белорусы. Белорусская ССР была советской республикой, её населяли советские люди и освобождали советские люди. И то чувство единства, которое было у них в умах и сердцах, не имело националистического окраса. Националисты же, как это отлично известно, прислуживали гитлеровцам, от которых и освобождала СССР Красная армия. Советская Белоруссия первой приняла на себя удар армии Гитлера в 1941-м, советские люди самоотверженно и защищали Советский Союз в Белоруссии в начале войны, и освобождали республику, советское население которой в период гитлеровской оккупации испытало страшнейшие мучения (при активном участии тех же украинских и белорусских националистов, кстати).
Но теперь наступили времена, когда о советской Белоруссии в день её освобождения предпочитают не говорить, её место занимает независимая Беларусь. Так же и с советским народом, победившим гитлеровский фашизм, – теперь в сознание масс потихоньку ввинчивают «чувство национального единства». На Украине, как мы знаем, в этом направлении ушли очень далеко от исторической правды: теперь бандеровцы – освободители независимой Украины, а Гитлер и Сталин – её оккупанты, советской же республики вроде и не существовало, как и советского народа на нынешней украинской территории (тоже сложившейся, как УССР). Украинские националисты так же начинали издалека и понемногу, но в итоге отрицание подвига советского народа в Великой Отечественной войне (а не отдельного украинского) привело к вывернутой наизнанку истории, в которой уже не осталось места ни Красной армии, ни маршалу Жукову, ни освободителю Киева генералу Ватутину, ни собственно УССР.
Разумеется, в современной Беларуси всё иначе, здесь не славят прихвостней гитлеровцев и хорошо помнят цену Победы, для советской Белоруссии она была высочайшей. Однако сейчас пришло удивительное время: Лукашенко, с одной стороны, благодарит «братские народы – всех, кто боролся за наши города и села, как за свою малую родину, кто освобождал Беларусь и помогал восстанавливать из руин и пепла в послевоенные годы». С другой – утверждает, что война поспособствовала проявлению не советской, а «национальной ментальности». «И уроки нужно извлекать из тех событий, чтобы выстоять, выдержать и чтобы быть по-настоящему суверенными и независимыми», – заявляет белорусский лидер. Выходит, 80 лет назад, будь Белоруссия не советской республикой, а суверенным государством, она смогла бы успешно отразить натиск Третьего рейха, вооружившись национальными чувствами? Или, может быть, ныне в Минске считают, что Гитлер был бы более милостив к белорусам, не будь они советскими гражданами?
Тезис о независимости вообще стал в последнее время идеей-фикс белорусского руководства, оттого-то все торжественные речи в честь праздника 3 июля вертятся вокруг этого. «Судьба белорусского народа – это путь к созданию суверенного государства длиной в несколько эпох. И на этом пути было всё – и подъёмы, и падения. И мы обретали эту государственность. И были самыми цивилизованными на этой территории, а эта территория была самой продвинутой в мире. Значит, и мы. И потом теряли эту независимость. Всё было в смене этих эпох», – заявил Адександр Лукашенко на торжественном собрании, посвящённом Дню независимости. Самостийна Украина вряд ли обрадуется этим словам, поскольку в независимой Беларуси замахнулись на первенство украинцев быть «самыми цивилизованными» в мире.
К слову, белорусская оппозиционная пресса даже не поняла, с чем поздравлял Александра Лукашенко российский президент Владимир Путин. «Вроде как с днём независимости, а говорил о подвиге народа», – как бы недоумевает «Белорусский партизан». В этом же издании пишется о том, что «освобождение Минска в 1944 году вовсе не означало, что разорённые войной белорусские земли стали вдруг самостоятельными, а Беларусь – обрела независимость». И предлагается праздновать независимость совсем в другую дату – 27 июля, в день принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете БССР.
Это и есть смысл белорусской независимости, который поддерживается в среде тех, кто озабочен «национальной ментальностью»: исключительно за рамками СССР и общей советской истории, в том числе истории Великой Отечественной. Дату 3 июля белорусские националисты считают неприемлемой для торжеств по поводу независимости Беларуси.
Все попытки белорусского руководства сгенерировать тезисы о независимости государства, не привязанной к БНР и распаду СССР, националисты не воспринимают вовсе. Как показал визит в Беларусь заместителя помощника госсекретаря США Джорджа Кента в марте 2019 года, этих тезисов не воспринимают и на Западе, хотя ничего не имеют против того, чтобы власти Республики Беларусь в любое время и по любому поводу говорили о независимости, понимая под этим независимость от России.