Армяно-турецкое урегулирование: дипломатия на фоне геополитических расчётов и исторического молчания

Политико-дипломатическая игра в одни ворота

Процесс переговоров: что стоит за встречами и заявлениями?

После недавней встречи глав МИД Армении и Турции Арарата Мирзояна и Хакана Фидана на полях дипломатического форума в Анталье армяно-турецкие отношения вновь оказались в центре внимания наблюдателей. В официальной повестке встречи – обсуждение двусторонних тем, региональных процессов и международных событий. Однако за этими сухими формулировками стоит целая эпоха политических попыток примирения, разочарований, замороженных договоренностей и геополитических рычагов давления. Армяно-турецкий диалог, каким бы обтекаемым он ни казался, является частью более широкой архитектуры влияния, в которой ключевую роль играет не только Анкара, но и Баку.

В интервью CivilNet глава армянской дипломатии в качестве подвижек отметил работу по модернизации приграничной инфраструктуры на ряде участков, недавние встречи специалистов по вопросу реставрации исторического моста в Ани и др. Недавно на несколько дней для доставки гуманитарной помощи из Армении в Сирию открывался погранпереход Маргара – Алиджан, модернизированный и готовый к запуску в эксплуатацию с армянской стороны. Напомним, текущий этап нормализации был официально запущен в декабре 2021 года, когда Турция назначила своим спецпредставителем Сердара Кылыча, а Армения – Рубена Рубиняна. С тех пор стороны провели пять раундов переговоров, начиная с первой встречи в Москве 14 января 2022 года. Второй раунд прошёл 24 февраля в Вене, затем третий – 3 мая там же, четвёртый – 1 июля, а пятый – 12 апреля в Турции (Анталья). Однако стоит напомнить, что ни один из этих раундов не принёс прорыва – было множество заявлений, но ни одно из них не переросло в политическое соглашение. 

Например, ещё в 2022 году стороны договорились открыть сухопутную границу для граждан третьих стран и начать прямые грузовые авиаперевозки. На деле, однако, до сих пор эти договорённости либо выполняются крайне ограниченно, либо вообще остаются на бумаге.

Параллельно с этим Турция на всех уровнях подчёркивает, что её шаги на армянском направлении синхронизированы с Баку. Иначе говоря, нормализация с Ереваном невозможна без «успешного завершения» процесса урегулирования армяно-азербайджанских отношений, то есть полного выполнения правительством Пашиняна всех требований Азербайджана: смена Конституции, передача «Зангезурского коридора», ликвидация Минской группы ОБСЕ, а также новые территориальные уступки со стороны Еревана. Очередное недвусмысленное заявление на этот счёт сделал недавно советник президента Эрдогана бывший ректор университета Алтынбаш автор многих книг и статей по вопросам внешней политики Чагры Эрхан. Таким образом, для Анкары это не параллельные процессы, а взаимозависимые. И чем дальше, тем яснее становится, что армяно-турецкий трек для Турции – это не самостоятельная повестка, а инструмент давления и влияния, координируемый с Баку. В этом контексте попытки армянского МИД представить процесс как «двустороннюю добрососедскую инициативу» теряют всякую убедительность.

Историческая амнезия, дипломатические уступки и риски открытия границы

Одним из наиболее тревожных аспектов нынешнего дипломатического курса действующей армянской власти является сознательное отступление от темы международного признания геноцида армян. В прежние годы именно этот вопрос был краеугольным камнем всей внешнеполитической повестки Еревана. Сегодня он практически исчез из заявлений руководства, а премьер-министр Пашинян прямо заявлял, что международное признание геноцида больше не является внешнеполитическим приоритетом. По сути, это означает неформальный отказ от системной исторической политики в обмен на эфемерные дипломатические бонусы и мнимое «примирение» с Турцией. На фоне этого многие представители армянской диаспоры и часть армянской общественности справедливо задаются вопросом: а что тогда вообще остаётся от национального достоинства, если собственное государство отказывается от правды в обмен на иллюзию «транзитного» будущего?

При этом стоит понимать, что открытие армяно-турецкой границы в нынешних условиях может обернуться не только дипломатическим поражением, но и социально-экономическим ударом. 

В 2022 году товарооборот между Арменией и Турцией достиг 324,5 млн долл., что стало значительным увеличением по сравнению с предыдущими годами. Однако в 2023 году объем импорта турецких товаров в Армению составил около 337 млн долл., что свидетельствует о некотором росте, несмотря на продолжающееся отсутствие официальных дипломатических отношений и закрытую границу. 

В первом квартале 2024 года экспорт из Турции в Армению составил всего 124 тыс. долл., что является наименьшим показателем среди соседей Турции. По итогам 2024 года товарооборот между Арменией и западным соседом составил 89,3 млн долл., при этом экспорт Армении в Турцию оказался минимальным – всего около 100 тыс. долл.

Импорт из Турции в Армению традиционно включает бытовые и промышленные товары, такие как пластмассовые и деревянные изделия, одежду и ткани, нефтехимические материалы и металлы. В 2020-2023 годах около 14% импорта составляли котлы и другое оборудование, 16% – одежда и ткани, 13% – изделия из пластмассы, алюминия и дерева. ​ 

По оценкам Всемирного банка, экспортный потенциал Армении в Турцию составляет от 15% до 19% от ВВП страны. Открытие границы может привести к увеличению доли экспорта из Армении в Турцию до 6,7% от общего объема экспорта, а импорт в обратном направлении может достичь 12,8% от общего объема импорта. Так или иначе, цифры говорят сами за себя: Турция выиграет от открытия армяно-турецкой границы, так как потенциал турецкого и армянского экспортов никак нельзя сравнивать. 

Армянская экономика, будучи и без того хрупкой, вряд ли выдержит прямую конкуренцию с турецкими товарами и капиталом, несмотря даже на переживаемые соседней страной экономические проблемы, высокую инфляцию и т. д. Если граница будет открыта даже только для граждан третьих стран или грузов, рынок окажется наводнён дешёвыми турецкими продуктами, в то время как армянские производители, не получив ни защиты, ни поддержки, рискуют просто исчезнуть. Кроме того, высок риск усиления культурного давления и пропаганды. Обладая масштабными возможностями в информационной сфере, правительство Эрдогана, будет их использовать по максимуму для внедрения собственных нарративов и влияния на армянское общество.

Также не стоит сбрасывать со счетов угрозу со стороны националистических турецких кругов и спецслужб. Армения, открыв границу, может столкнуться с беспрецедентным потоком деструктивных элементов, включая идеологические и агентурные. При этом турецкая сторона на практике не демонстрирует ни малейшей готовности к историческому диалогу, не говоря уже о признании геноцида. Напротив, усиливается ревизионистская риторика и культ фигуры организатора массовых убийств армян Талаата-паши и других младотурецких главарей, что превращает любое сближение без предварительных условий в символ капитуляции.

Таким образом, текущий формат армяно-турецкого диалога, лишённого принципиальности, исторической памяти и элементарного баланса интересов, является рискованной авантюрой. Он выгоден Турции, удобен Азербайджану и опасен для Армении. В нем нет ни равенства, ни уважения. Есть лишь молчаливое согласие на всё более глубинную утрату субъектности. Если армянские власти продолжат путь уступок ради дипломатических фантомов, Армения рискует потерять не только контроль над своей экономикой и безопасностью, но и основополагающие элементы национального достоинства.

Помимо всего прочего, так называемый проевропейский внешнеполитический вектор – прямой путь для реализации региональных задач турецко-азербайджанского тандема, так как дверь на Запад для Армении может быть только через входящую в НАТО Турцию, открыто поддерживающую планы Баку в отношении Армении. Небольшая страна, ослабленная потрясениями последних лет, с расколотым и дезориентированным обществом, остается одна перед Анкарой и Баку, в то время как диалог с Москвой по ряду направлений, мягко говоря, далёк от позитива и последовательно деградирует. Ухудшение российско-армянских отношений только лишь на руку Турции и Азербайджану и здесь нет никаких сомнений. Пока не поздно, надо бы одуматься... 

Арман Гукасян, председатель партии «Во имя социальной справедливости», политолог (Армения)

На заглавном фото: встреча турецкой и армянской делегаций в "Турецком доме" в Нью-Йорке, сентябрь 2024 г.