О сторонниках белорусско-российской интеграции в Белоруссии

О сторонниках белорусско-российской интеграции в Белоруссии

В белорусском обществе по-прежнему преобладает сознание того, что мы не можем жить друг без друга, но…

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Появившееся в 1999 году Союзное государство Белоруссии и России (СГ) за минувшие годы так и не стало тем, о чём думалось. Значительная часть планов (единая валюта, единое таможенное и налоговое пространство) остаётся неосуществлённой. Попытки последних лет возобновить процесс сближения тоже пока не увенчались успехом. По словам Александра Лукашенко, окончательно урегулировать все вопросы по СГ планируется к заседанию Высшего государственного совета осенью текущего года, но удастся ли?

Большинство политиков в РФ и РБ признают необходимость интеграции, хотя в Минске и Москве на этот процесс по-прежнему смотрят по-разному. Если для России это преимущественно геополитический проект, то для Белоруссии – вопрос экономики и, как показали последние события, государственной безопасности. Главным представителем интеграционной повестки в Белоруссии является государство и те, кто с ним связан; роль неправительственных организаций и движений, а также общественных деятелей практически сведена к нулю.

В официальной позиции белорусских властей по проблемам белорусско-российской интеграции характерной центральной темой является необходимость широкомасштабного экономического сотрудничества. Отмечается безусловная ценность сохранения независимости в принятии политических решений, а также контроля за налогами и финансами республики. Поэтому предложения Москвы, выходившие за рамки экономического сотрудничества, на официальном уровне в Белоруссии всегда воспринималось сдержанно. Вплоть до 9 августа 2020 года, когда в Минске начались акции протеста, а кто-то обвинял Кремль в попытках подчинить себе республику, Россию представляли угрозой суверенитету Белоруссии. Когда стало очевидно, что российская сторона остаётся единственным союзником Белоруссии, подобная риторика постепенно сошла на нет, но практических шагов по пути углубления интеграции за последние месяцы официальный Минск так и не сделал.

Со стороны государства союзную тематику в Белоруссии продвигают не только органы госуправления, но и ряд политических партий, общественных движений, экспертов. Например, Республиканская партия труда и справедливости, которая имеет тесные связи с российскими политиками, в частности с партией «Справедливая Россия». Формальным сторонником интеграции является также Либерально-демократическая партия Белоруссии, возглавляемая Олегом Гайдукевичем, который защищает позицию официального Минска в рамках СГ, отмечая необходимость экономического сближения, но без передачи полномочий в наднациональные органы.

О необходимости воссоединения в едином государстве говорит поддерживающая власть Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), но плана практической реализации этих идей у коммунистов нет. Белорусско-российскую интеграцию формально поддерживают также Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская патриотическая партия и Социал-демократическая партия народного согласия, однако практических действий с их стороны не наблюдается. Остальные политические организации либо нейтрально, либо негативно воспринимают сближение России и Белоруссии, находясь в оппозиции к властям и ко всей политике белорусского государства последних десятилетий.

Есть небольшое количество экспертов и общественных деятелей, которые, как правило, говорят то, что соответствует линии властей на текущий момент. Среди них особое рвение в продвижении официальной точки зрения проявляют ранее критиковавшие Россию Алексей Дзермант, Александр Шпаковский, Вадим Гигин, Вадим Боровик, Сергей Лущ. Все они в той или иной мере участвуют в формировании общественно-политической повестки дня в Белоруссии. В частности, Сергей Лущ, который ранее был членом ультраправой языческой организации, попытался создать на той же базе политическую партию «Союз», надеясь на свои связи с Фондом народной дипломатии им. Горчакова, но в начале мая эта партия не была зарегистрирована из-за фальсификации списков её участников. После этого среди защитников белорусско-российской интеграции наступила тишина.

За развитие интеграции выступают также те, кто не являются сторонниками Лукашенко, но и не поддерживают западников. Это довольно обширная часть представителей белорусского общества, которые, как правило, не афишируют себя, занимаясь общественной или научной деятельностью. Оформленного единства у этого направления нет. Среди разрозненных группировок можно выделить объединение «Гражданское согласие», в которое входят довольно известные в республике Артём Агафонов и Эльвира Мирсалимова и где считают союз РБ и РФ «цивилизационным выбором наших стран и народов». Точку зрения о необходимости сближения России и Белоруссии отстаивают и ряд представителей науки, в первую очередь приверженцы концепции западнорусской идентичности. Это, в частности, известные в республике и за её рубежами учёные Валентина Теплова, Александр Бендин и другие.

Часть сторонников белорусского-российской интеграции, которая критически относится к Лукашенко, в 2020 году вышла на улицы белорусских городов в одних рядах с националистами. Многие из них надеялись, что в случае смены власти можно будет получить свободу действий, донести до общества свою точку зрения на будущее Белоруссии. Эти наивные взгляды говорят о непонимании современной политической ситуации, об оторванности представителей данного направления от реальности, о незрелости самого течения. Отсюда его низкая общественная активность. После подавления протестов многие из них были вынуждены отказаться от открытой деятельности, а само течение вновь отодвинуто на задний план.

Палитра сторонников белорусско-российской интеграции в Белоруссии сегодня довольно пёстрая. В белорусском обществе по-прежнему преобладает сознание того, что мы не можем жить друг без друга. Об этом говорят и общественное настроение, и социологические опросы. Противники интеграции, представленные в основном националистами, всё еще не имеют широкой поддержки в Белоруссии; их идеи разрыва отношений с Москвой, переориентации внешней политики Минска на Запад, борьбы с культурным влиянием России пока остаются уделом небольшой части оппозиции. Однако надо учитывать, что, не позволяя никому вмешиваться в интеграционную повестку, белорусские власти удобряют почву для увеличения лагеря противников интеграции.

Фото: n20x.ru