Российская десантная операция в Приднестровье оправданна только как составная часть общего решительного наступления ВС РФ на юго-западе Новороссии. Украинский Генштаб продолжает бомбить с помощью беспилотников приднестровские аэродромы. Именно они стали главной целью воздушных рейдов ВСУ в последние две недели. Помимо аэродрома в Тирасполе, добрались даже до заброшенной со времен Великой Отечественной войны посадочной площадки возле села Воронково, что под Рыбницей.
Такая военная активность сопредельной стороны может иметь только одно объяснение: в Киеве опасаются, что эти аэродромы могут быть использованы российскими войсками в ходе предполагаемой наступательной операции в направлении Николаева и Одессы.
Страхи эти давние и глубоко укоренившиеся в украинском сознании задолго до начала специальной военной операции РФ. Причем в последнее время они настолько усилились, что киевское командование вынуждено держать на границе ПМР довольно крупную группировку войск, отвлекая их от других участков фронта.
Насколько такие опасения оправданны, а принимаемые Киевом контрмеры эффективны?
Что касается стратегии российской военной операции, вытекающей из целей и задач поставленных руководством РФ и остающихся неизменными, решение проблемы Северного Причерноморья, включая его основные крупные города, представляется неизбежным.
О состоянии самих приднестровских аэродромов можно сказать следующее. ВПП в районе Воронково в послевоенное время использовалась в качестве запасной посадочной площадки. И по информации местных жителей, еще в 70-80-х годах были случаи аварийных посадок на эту полосу самолетов гражданской авиации. Иначе говоря, данный аэродром, хоть и заброшен, отнюдь не безнадежен в плане его использования в условиях военных действий. Во всяком случае для целей вертолетного десанта.
Район Воронково с примыкающей к нему посадочной площадкой
Что же касается аэродрома в Тирасполе, то этот объект обладает первоклассной бетонной ВПП, способной принимать практически любые типы боевых и военно-транспортных самолетов.
Высадка подразделений ВДВ России на аэродроме в Тирасполе в период военного конфликта в Приднестровье в 1992 году
Попытки украинских сил повредить этот аэродром с помощью маломощных бомбочек, доставляемых БПЛА, заведомо бесполезны.
Означает ли это, что ВС РФ действительно могут планировать воздушно-десантную операцию на указанном направлении? Скорее да, чем нет. И киевские атаки на Приднестровье создают для этого необходимое военно-политическое обоснование. Находящиеся там подразделения Оперативной группы российских войск, равно как и сотни тысяч проживающих там российских граждан, подвергаются реальному риску в результате таких диверсионных налетов, что в любой момент может стать основанием для законных мероприятий по их защите. О чем, кстати, уже было официально заявлено 22 апреля Рустамом Миннекаевым, исполняющим обязанности командующего войсками Центрального военного округа МО РФ: «С начала второй фазы спецоперации, она уже началась буквально два дня назад, одной из задач российской армии является установление полного контроля над Донбассом и Южной Украиной. Это позволит обеспечить сухопутный коридор в Крым, а также воздействовать на жизненно важные объекты украинской экономики… Контроль над югом Украины – это еще один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».
Что касается возможностей ВСУ по эффективному противодействию такой операции в случае ее начала, то полагаем, что они невелики.
Во-первых, вооруженные силы ПМР, особенно с учетом десятков тысяч их мобилизационного резерва – сила вполне достаточная, чтобы не только остановить, но разгромить украинские войска, которые могут быть брошены против Приднестровья с целью его упреждающего захвата. Притом что никаких резервов ВСУ не получат.
Во-вторых, силы ПВО Украины, серьезно потрепанные в течение первых двух с лишним месяцев СВО, вряд ли способны оказать серьезное противодействие комбинированным силам десанта, имеющим возможность действовать в направлении Приднестровья с самых разных направлений (Россия, Белоруссия, Черное море). К тому же украинские огневые средства как на земле, так и в воздухе, будут в этом случае дополнительно подавлены на маршрутах следования самолетов ВТА РФ.
В-третьих, указанная операция возможна и целесообразна только на фоне общего наступательного движения российских войск на юго-западе Новороссии в сторону Николаева, Запорожья и Одессы. В таком случае все резервы ВСУ будут скованы на указанных направлениях, что создаст благоприятные возможности для встречного движения войск с приднестровского рубежа.
Фактически командование ВСУ столкнулось в Приднестровье с фактором стратегической неопределенности, возможности для заблаговременной нейтрализации которого у Киева минимальны. Они, конечно, могут попробовать, но результатом, скорее всего, станет приведение в движение всего механизма российской стратегической операции на юго-западе бывшей Украины с фатальными последствиями для противника.