Одним из элементов всеобщей трансформации системы международных отношений является процесс сближения стран, которые отказываются подчиняться «глобальному гегемону». Многие государства Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и даже Европы начали корректировать свою внешнюю политику. Показательны в этом отношении действия Белоруссии. За последний год официальный Минск сделал немало, чтобы стать одним из узловых государств в формирующемся многополярном мире. Одним из наиболее важных партнеров на данном пути в Минске видят Иран, столицу которого посетил Александр Лукашенко.
Интерес к расширению сотрудничества у Белоруссии и Ирана взаимный. Страны имеют тридцатилетнюю историю дипломатических, политических, торгово-экономических и иных отношений, а текущий год уже назван «годом белорусско-иранской дружбы».
Минск и Тегеран всегда подчеркивали, что разделяют принципы построения многополярного мира, незыблемость государственного суверенитета, равноправие и невмешательство во внутренние дела. Именно это было долгие годы основной их сотрудничества.
Усиление давления на Белоруссию после президентских выборов 2020 года, а затем начало СВО стали одними из главных причин интенсификации процесса сближения Минска и Тегерана. Значительными темпами и с ярко выраженной выгодой для Белоруссии начало расти двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. Если в 2021 году товарооборот составил только около $33 млн, то в 2022 году он уже превысил $100 млн, а белорусский экспорт вырос в 6 раз до млн $81 млн. Стало очевидно, что Иран крайне заинтересован в импорте некоторой белорусской продукции, которую ему трудно найти на мировом рынке, в том числе в калийных удобрениях, продуктах нефтепереработки, лесоматериалах. Здесь интересы Ирана полностью совпали с интересами Минска, так как Белоруссия после введения западных санкций и закрытия традиционных путей экспорта вынуждена искать новые рынки по всему миру.
Вместе с тем внимание Белоруссии к Ирану не ограничивается экономикой. Тегеран может и готов поделиться опытом обхода западных санкций. Иран вполне способен предоставить Белоруссии непосредственную помощь по данному вопросу, а также связать республику со своими партнерами, наработанными за десятилетия изоляции, устроенной Западом.
Кроме того, Белоруссия и Иран могут быть интересны друг другу и с точки зрения различных технологий, в том числе военного характера.
О возможности наращивания сотрудничества Ирана и Белоруссии в военно-промышленной сфере разговоры идут не первый месяц. Ряд западных СМИ ранее отмечали тот факт, что в ноябре пошлого года в составе белорусской правительственной делегации, посетившей Иран, находился председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Дмитрий Пантус. В том же ноябре 2022 года разведка Украины заявила, что имеет «данные» о проработке Минском и Тегераном вопроса о налаживании на белорусской территории производства артиллерийских и реактивных боеприпасов среднего и большого калибра. Связывалось тогда это с СВО. Никаких официальных подтверждений данной информации представлено не было, зато определённое беспокойство Вашингтона налицо. Как заявил официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс в связи с визитом Лукашенко в иранскую столицу, Белый дом видит в поездке белорусского лидера «в некотором роде продолжение углубления отношений Ирана и России» и «очень внимательно следит за этим».
В то же время поездка Александра Лукашенко в Тегеран 12-13 марта официально не имела никакого подтекста, который мог бы свидетельствовать о совместных действиях двух стран в связи с украинским кризисом. Белорусский лидер, встретившись с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, а также с первым вице-президентом Мохаммадом Мохбером, председателем Собрания исламского совета Мохаммадом-Багером Галибафом и верховным лидером Али Хаменеи, сделал упор на торгово-экономическом сотрудничестве, лишь однажды обмолвившись о необходимости создания совместных предприятий для производства высокотехнологичного оборудования. В Тегеране стороны подписали несколько совместных документов, которые касались различных аспектов сотрудничества, но речи о ВПК не шло.
Подписанная дорожная карта сотрудничества на 2023-2026 годы была представлена под грифом «Для служебного пользования». О ней стороны сообщили очень кратко, отметив, что документ предусматривает «взаимодействие и кооперацию в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр.».
Отсутствие подробной информации о белорусско-иранских отношениях, по-видимому, является главной причиной нервозности на Западе и на Украине. Там уже сегодня можно услышать заявления о формировании новой «оси зла» Россия – Китай – КНДР – Белоруссия.
Необходимо признать, что будущее белорусско-иранских, как и российско-иранских отношений будет зависеть от решимости руководства этих стран и дальше противостоять растущему давлению со стороны США и их сателлитов. Вполне вероятно, что сотрудничество Минска и Тегерана станет одной из основ новой системы международных отношений, основанной на неприятии внешнего диктата.