Великая Отечественная война: огненное лето

Москва 1941 года в работах американского фоторепортера

Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе находились журналисты разных стран. Это, в частности, американцы: корреспондент агентства Associated Press Генри Кэссиди; Гаррисон Солсбери и Уолтер Дюранти, работавшие в The New York Times, Морис Хиндус, представлявший New York Herald Tribune. Двое англичан – Александр Верт и Шарлотта Холдейн – имели аккредитацию соответственно Sunday Times и Daily Sketch. Все они – заметные личности, однако внимание автора направлено на Эрскина Колдуэлла, готовившего материалы для американской газеты PM и особенно на его жену Маргарет Бурк-Уайт, снимавшую для журнала Life. Она была единственным западным фотокорреспондентом в СССР и оставила большой архив уникальных снимков. 

Впервые Маргарет прибыла в СССР в 1931 году и фотографировала промышленные объекты: заводы Сталинграда, Днепровскую ГЭС и Магнитогорский металлургический комбинат. Молодой женщине было разрешено посетить советскую святыню – дом в Гори, где родился Сталин. Она сфотографировала не только родственников вождя, но и его мать, Екатерину Георгиевну. 

Самого Сталина Маргарет запечатлела позже – его портрет украсил обложку журнала Life в марте 1943 года. Это было необычное фото: глава СССР, казалось, улыбался одними глазами. Его усы были не так густы, как на парадных портретах, и оспины на лице не заретушированы. Казалось, испытания изменили его облик…

Бурк-Уайт снова оказалась в Советском Союзе весной 1941 года. Ее сопровождал супруг, известный писатель и журналист Эрскин Колдуэлл. В воздухе уже клубились слухи о близком столкновении с Германией, и американцы прибыли в Москву, чтобы запечатлеть грядущие события. 

Маргарет знала, что фото- и киносъемка на улицах в СССР строго запрещена, однако надеялась, что для неё сделают исключение. И не ошиблась – ей действительно дали разрешение. Возможно, потому, что запомнились ее прошлые снимки, сделанные в Стране Советов. 

Пришельцев удивило, что в Москве не наблюдалось никаких признаков тревоги. Москва жила своей обычной жизнью, и они видели из окна отеля «Националь», как москвичи выходят из большого гастронома напротив, нагруженные покупками. Маргарет и Эрскин не раз заходили в этот магазин и удивлялись обилию и разнообразию ассортимента. Впрочем, так было и в других уголках Москвы.

У американцев был еще один повод для удивления. Среди постояльцев оказалось немало внимательных и молчаливых немцев. Их скупые движения и четкая выправка давали мало оснований думать, что они приехали осматривать столичные достопримечательности. Немцы стали покидать отель за неделю до начала войны, а последние два представителя Германии сбежали из «Националя» на рассвете 22 июня, бросив свои чемоданы и не заплатив за проживание.

Перед самой войной Бурк-Уайт и Колдуэлл успели в сопровождении писателя из прославленного литературного дуэта – Евгения Петрова проехать по маршруту Украина – Крым – Кавказ. Пара вернулась в Москву полная впечатлений, но самые главные были впереди… 

В начале Великой Отечественной началась эвакуация иностранных граждан, поскольку над Москвой нависла угроза воздушных   бомбардировок. Но супруги и не думали бежать из Москвы. Ведь они приехали сюда именно для того, чтобы увидеть, как жители СССР встретят вражеское вторжение. Правда, в Америке было немного оптимистов. Большинство политиков и военных США считали, что режим Сталина продержится недолго. 

…В Москве был введен комендантский час, однако иностранные журналисты получили пропуска, позволяющие передвигаться по городу в любое время. «За несколько минут до полуночи я вышел из отеля на улицу Горького, - вспоминал Колдуэлл. – Справа в темное небо врезались башни Кремля, словно перенесённые сюда из какой-то средневековой сказки. В мирное время улица Горького была запружена людьми до двух-трех часов ночи. Но теперь я видел лишь одиноких прохожих, которые торопились вернуться домой до полуночи. Иногда в темноте медленно проезжали редкие автомобили с погашенными огнями, и лишь у некоторых чуть светились узкие прорези на фарах. 

Ровно в полночь улицы опустели. Я шел вперед почти ощупью. Неожиданно из темноты передо мной возникли три фигуры – женщина и двое мужчин в гражданской одежде и потребовали пропуск. Рассматривая его, они задали мне несколько вопросов. Я, запинаясь, ответил по-русски. Один из них протянул мне пропуск обратно, и все трое растворились в темноте так же бесшумно и таинственно, как и появились…» 

Первая бомбежка Москвы застала Маргарет и Эрскин вечером 26 июля в Спасо-Хаусе, резиденции посла США, близ Арбата. Они, забравшись на пологую крушу, затаив дыхание, наблюдали за небом, изрезанным десятками мощных лучей прожекторов. То рядом, то в отдалении возникали вспышки от разрывов снарядов, следы трассирующих пуль.

В ту ночь одна из бомб взорвалась неподалеку от Спасо-Хауса, разрушив Театр Вахтангова и убив несколько человек. Едва прозвучал отбой воздушной тревоги, Маргарет помчалась в отель, чтобы проявить и напечатать фотографии. Но в это время на Москву ринулись другие эскадрильи люфтваффе. Однако храбрый репортёр, не обращая внимания на опасность, продолжала работать. В её дверь колотили дежурные, которые проверяли номера и сгоняли постояльцев «Националя» в ближайшее бомбоубежище. Она забилась под кровать и лежала, затаив дыхание…

Каждый день Маргарет видела, как сотни прожекторных лучей вонзались в московское небо и непрерывно били зенитные батареи, расположенные кольцом вокруг столицы. Землю сотрясали взрывы, то и дело раздавался звон выбитых взрывной волной стекол. По городу носились пожарные машины, и высыпающие из них люди в касках тушили пожары. Пронзительно выли сирены скорой помощи. Кричали раненые, падали убитые…

«На крышах домов позади посольства перекликались дежурные, – вспоминала Бурк-Уайт. – Голоса были ребячески звонкими, и я поняла, что там дежурит одна из детских пожарных команд, которые начали организовываться в последние дни. Когда вновь посыпались зажигательные бомбы, я разобрала, как мальчишеский голос кричит: "Следующая, чур, моя! – Как бы не так! Моя очередь!"»

Она поняла, что мальчишки спорят за право погасить следующую бомбу – каждый жаждал поставить личный рекорд!

Маргарет запечатлела Москву и ее мужественных жителей. Это  люди, приникшие к радиоприемнику, дети, бойцы, матери с детьми в метро, художник, создающий плакат, студенты, слушающие лекцию, женщина, потушившая несколько десятков зажигалок, прихожане в церкви, москвичи, выходящие из бомбоубежища… 

Маргарет встречалась с кинозвездой Любовью Орловой и ее мужем, режиссером Григорием Александровым. «Она настолько популярна, что когда Александров хочет попасть куда-нибудь, где много солдат и охраны, то берет ее с собой, - вспоминала американка. - Никто не преграждает им дорогу, не спрашивает документов, а солдаты только приветливо машут руками и говорят, что Орловой паспорт не нужен. Она всеобщая любимица, а ее муж боготворит ее и снимает все фильмы исключительно с её участием».

Бурк-Уайт с мужем побывали на даче Орловой и Александрова во Внукове, которую спроектировал режиссер, привезя архитектурные идеи из Калифорнии и Мексики, где он работал вместе с Сергеем Эйзенштейном над лентой «Да здравствует Мексика!». С веранды разворачивалась панорама освещенного во время налетов московского неба – символ того тревожного времени. 

…Работы американского репортера вошли в историю Великой Отечественной. Но не только потому, что она запечатлела город и его жителей во время тяжелых испытаний. Маргарет Бурк-Уайт не только бесстрастно фиксировала события, в ее снимках ощущается участливый взгляд, сочувствие к людям, которые всеми силами защищали свой родной город. 

Другие материалы