Государственная идеология постулирует, что Вьетнам является «правовым государством социалистической ориентации».
Социалистическая Республика Вьетнам в российском информационном поле нечасто светится, только если в официальных источниках сообщат о визитах высокого уровня или важных переговорах. Новость о митингах в Ханое, – такому не бывать, пока в атмосфере юговосточной страны витает идеология коммунистической партии в версии Хо Ши Мина.
Как устроены механизмы государственного управления в социалистической стране, обеспечивающие стабильное развитие и однопартийную систему; на чём базируются узы взаимопонимания и экономического сотрудничества России и Вьетнама? – об этом в комментариях юриста-международника, востоковеда, научного сотрудника Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии (ИКСА) РАН, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Егора Руслановича Сигаури-Горского.
Монополия компартии на власть
Вьетнам – страна, которая стремится к ровному социально-политическому развитию, где политическая жизнь остаётся исключительно в рамках институциональных процессов, без выхода на улицы. Есть ли связь между сложившимся социальным поведением и доминирующей в стране коммуниcтической идеологией?
Егор Сигаури-Горский: Связь между социальным поведением, выражающимся в политической стабильности и доминирующей коммунистической идеологией является глубокой и многогранной, укорененной в традиционной культуре, ценящей поддержание гармонии, консенсуса и уважения к авторитету власти. Открытая конфронтация, как следствие, часто воспринимается негативно. Ныне, коммунистическая партия Вьетнама успешно позиционирует себя как сила, которая объединила и спасла вьетнамскую нацию, и предупреждает, что политическая либерализация может привести к хаосу «цветных революций». Статья 4 Конституции СРВ (2013г.) прямо закрепляет, что компартия Вьетнама является «передовым отрядом вьетнамского рабочего класса, одновременно являясь передовым отрядом трудящихся и вьетнамской нации, верным представителем интересов рабочего класса, трудящихся и всей нации», и что она является «руководящей силой государства и общества». Это конституционное положение создает правовую основу для монополии партии на власть и определяет ее роль как верховного арбитра во всех сферах жизни.
Государственная идеология постулирует, что Вьетнам является «правовым государством социалистической ориентации». Это означает, что государство управляется на основе верховенства закона, но законодательство разрабатывается и применяется под руководством КПВ для достижения целей социалистического развития.
Права человека обеспечиваются и гарантируются, но в рамках, установленных государством, и не должны угрожать «национальной безопасности, общественному порядку и морали» (что трактуется достаточно широко). Этот «диалектический» и прагматический подход к построению государства с социалистической спецификой на основе верховенства закона во многом сопоставим с подходом, принятым Китайской Народной Республикой.
Принцип «демократического централизма», широко применяемый во Вьетнаме, предполагает, что решения принимаются после обсуждения, но после их принятия они становятся обязательными для всех, а меньшинство подчиняется большинству. Это создает вертикаль власти, где директива из центра политической власти не может быть оспорена на местах. Такая концепция предотвращает попытки создать организованную политическую оппозицию или оспорить решения власти через «уличные акции».
Следует также подчеркнуть, что любые публичные собрания, митинги и демонстрации во Вьетнаме должны быть согласованы с властями, которые крайне редко выдают разрешения на политически чувствительные акции. Несанкционированные собрания, следовательно, быстро пресекаются силовыми структурами.
Кроме того, в целях поддержания социального контроля Вьетнам широко применяет так называемые «массовые организации». При компартии действуют также «народные» или «массовые» организации»: Отечественный фронт Вьетнама, Коммунистический союз молодежи, Всеобщая конфедерация труда, Вьетнамский союз женщин и др. Они охватывают практически все слои населения. Их задача - быть «связующей нитью» между партией и народом, транслировать актуальную политику партии в массы, мобилизовывать людей на выполнение государственных задач, а также выявлять и предотвращать недовольства широкой общественности на ранней стадии.
Одновременно с этим через эти организации граждане могут выражать свои тревоги, но ограниченно и в подконтрольном государству формате, что с одной стороны устраняет часть «напряжения» среди населения, а с другой - позволяет государству постоянно сохранять осведомленность и социальный контроль.
Управляемая политика
Связь между ровным социально-политическим развитием Вьетнама и доминирующей коммунистической идеологией фактически имеет прямой характер. Политическая и правовая системы, построенные на монополии компартии и принципе демократического централизма, институционально не допускают появления организованной политической оппозиции и устанавливают жесткий контроль над публичной сферой. Идеология служит средством легитимации этого контроля, провозглашая верховенство коллективных интересов нации и социалистических целей над правами индивида.
Поэтому отсутствие «политики на улицах» — это не отсутствие политики как таковой, а результат сознательного построения такой политико-правовой модели, где публичное выражение несогласия системно минимизировано, приобретая управляемую форму.
Правовая культура Вьетнама
Правовая система Вьетнама, подобно другим государствам Юго-Восточной Азии, имеет, выражаясь категориями сравнительного правоведения, смешанный характер, сочетая элементы социалистической, романо-германской и конфуцианской правовой культуры. Ее развитие после начала реформ «обновления» в 1986г. («Дой Мой) можно охарактеризовать как стремительное и целенаправленное. Построена полноценная система законодательства, охватывающая все ключевые сферы: гражданское, уголовное, административное, торговое, налоговое, трудовое, экологическое право и т.д.
Властями проведена огромная работа по кодификации. Приняты Гражданский, Уголовный, Трудовой, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы и др. В целях интеграции страны в мировую экономику вьетнамское право активно гармонизируется с мировыми стандартами регулирования трансграничных частноправовых отношений и нормами международного права, особенно в сфере торговли, инвестиций, интеллектуальной собственности и мирного разрешения споров.
Однако развитие правовой системы Вьетнама неравномерно. Наиболее продвинуты те области, которые напрямую связаны с экономикой и привлечением иностранных инвестиций. Ситуация с отраслями национального публичного права и поддержанием прав человека остается более консервативной и куда менее либерализированной.
В свете данного тезиса вьетнамскую модель законодательного развития можно охарактеризовать как двухуровневый механизм:
Первый контур – экономический, является либеральным и открытым. Он создает максимально благоприятные условия для ведения бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и экономической интеграции. Этот уровень доказывает эффективность руководства партии и обеспечивает экономический рост, который является одним из главных источников ее легитимности.
Второй уровень – публично-правовой, политический, является жестко контролируемым и закрытым. Он охраняет монополию компартии на власть, подавляет любую организованную оппозицию и контролирует информационное пространство. Этот контур обеспечивает стабильность и предотвращает любые угрозы правящей партии.
Новейшим этапом законодательного развития Вьетнама следует полагать принятие политбюро Резолюции № 66, направленной на комплексное реформирование законодательной и исполнительной властей в соответствии с современными потребностями. Акцент в ней на реформировании правовых институтов сделан на создании более прочной правовой среды, где законы будут применяться последовательно, без неправомерного влияния или предвзятости. Это направление также отражает понимание необходимости адаптивного управления - подхода, эффективно реагирующего на новые вызовы, такие как технологические изменения, глобализация и сложные социально-экономические проблемы.
Идеология основателя современного Вьетнамского государства Хо Ши Мина играет здесь роль связующего элемента и источника легитимности как во внутреннем, так и во внешнем политико-правовом развитии. В то же время она трактуется не как догма, а как гибкое руководство к действию, где патриотизм, независимость и стремление к процветанию нации стоят выше классовой борьбы. Партия позиционирует себя как наследница дела жизни Хо Ши Мина по спасению, объединению и развитию Вьетнама. Таким образом, любая критика партии может быть представлена как выступление против национальных интересов, завещанных самим «Дядюшкой Хо».
В целом современная правовая система Вьетнама - это многоуровневая структура для реализации модели экономической либерализации при централизированном политическом контроле. Она достаточно развита, чтобы управлять сложной рыночной экономикой и взаимодействовать с иностранными партнерами и международным сообществом государств, но одновременно она же является главным гарантом сохранения всей полноты власти компартии.
Россия и Вьетнам – союзники в построении многополярного мира
Вьетнам не присоединился к международным санкциям против России после начала конфликта на Украине, что соответствует его многолетней политике нейтралитета и стремлению поддерживать дружеские отношения с Россией. На мероприятиях по случаю 80-летия Дня независимости СРВ Россия в Ханое была представлена делегацией высокого уровня. Чем для России важны отношения с Вьетнамом, членом АСЕАН? Какую роль для Вьетнама играют отношения с Россией на текущее время?
Егор Сигаури-Горский: Отношения между Россией и Вьетнамом носят характер всеобъемлющего стратегического партнерства, которое имеет глубокие исторические корни и важное стратегическое значение для обеих стран в современной непростой геополитической обстановке. Широкая поддержка со стороны СССР во время Вьетнамской войны создала прочный фундамент для доброго сотрудничества и взаимного доверия, который сохраняется до сих пор на уровне политических элит и населения, принадлежащих к старшим поколениям. Десятки тысяч вьетнамских специалистов получили образование в советских и российских вузах. Это создает мощную прослойку пророссийски настроенной элиты в политике, науке и армии Вьетнама.
Для России Вьетнам представляет собой стратегически важного партнера по нескольким ключевым причинам:
• Прежде всего, Вьетнам - это динамично развивающаяся страна с растущим влиянием в регионе Юго-Восточной Азии и всей Большой Восточной Азии в целом. Он является одним из ведущих игроков в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), что делает отношения с ним важными «воротами» для России в это интеграционное объединение.
• Далее, в контексте усиливающегося противостояния между США и Китаем, Вьетнам проводит многовекторную политику стратегического балансирования, стремясь сохранить собственный суверенитет и не оказаться в полной зависимости от одной из великих держав. Для России сильный и независимый Вьетнам - это фактор стабильности в регионе и потенциальный союзник в построении многополярного мира.
• Экономические связи между Россией и Вьетнамом насчитывают ряд комплексных сфер. Среди них ТЭК и ядерная энергетика, развитие оборонно-промышленного комплекса, а также наличие у Евразийского экономического союза (ЕАЭС) соглашения о Зоне свободной торговли с Вьетнамом.
Для Вьетнама Россия также остается критически важным партнером, что обусловлено его политикой стратегического маневрирования в современном турбулентном геополитическом ландшафте. Россия десятилетиями была главным источником современных вооружений для Вьетнамской народной армии. Это позволяет Ханою поддерживать обороноспособность и балансировать на фоне растущей военной мощи Китая, с которым у Республики существуют давние территориальные споры в Южно-Китайском море.
Кроме того, вьетнамская армия в значительной степени оснащена советской и российской техникой, что создает долгосрочную зависимость от поставок запчастей, обслуживания и модернизации оборонно-промышленного комплекса из России. В энергетической сфере сотрудничество с Росатомом является для Вьетнама важным вопросом диверсификации «энергетической корзины» и обеспечения растущей экономики электроэнергией. Совместные проекты с российскими нефтегазовыми компаниями важны для развития собственной энергодобывающей отрасли Вьетнама.
Перспективы партнёрских отношений России и Вьетнама
Представляется, что партнёрство между Россией и Вьетнамом является сложной системой, траектория развития которой – это не линейный процесс, а адаптивная перестройка, определяемая несколькими взаимосвязанными факторами.
Вьетнамско-российское партнёрство в настоящее время отходит от прежней модели широкого сотрудничества, основанного на наследии исторической дружбы, и переходит в новую фазу, определяемую прагматической необходимостью.
Будущее двусторонних отношений будет определяться не столько новыми соглашениями высокого уровня, сколько способностью управлять и обходить операционные ограничения в условиях противодействия западным односторонним ограничительным мерам. Это требует изобретательности, особенно в развитии финансовых каналов, независимых от систем, доминирующих на Западе, таких как SWIFT, и в создании устойчивых логистических сетей. Успех будет измеряться способностью выявлять и использовать нишевые возможности, такие как конкретные энергетические проекты, образовательные обмены или области трансфера технологий, менее подверженные внешнему давлению.
Светлана Мамий
Фото: .vietnam.vn/ru