В Японии увидели опасность «украинского конфликта» для своей страны

Фотография с площади Тяньаньмэнь не дает японцам спокойно спать

В Японии произошла смена поколений специалистов по России. «Профессора-советологи», специализировавшиеся, да и неплохо зарабатывавшие на придуманной американским Госдепом и японским МИД «территориальной проблеме», то бишь притязаниях на российские Курильские острова, отошли в сторону и ныне редко появляются в японских СМИ. 

Теперь завсегдатаями телевизионных ток-шоу стали исследователи среднего возраста, которые меньше вспоминают «северные территории», видимо, сознавая бесперспективность этой «проблематики», и оценивающие политику России и японо-российские отношения в более широком плане, в первую очередь в связи с проведением на территории бывшей УССР специальной военной операции. 

Среди них руководитель отдела региональных исследований Института оборонных исследований при Министерстве обороны Японии Синдзи Хёдо. Судя по фамилии, он сын или близкий родственник работавшего в японском посольстве в Москве дипломата, с которым я был знаком по контактам с проправительственным японским исследовательским центром «Ампокэн», главной задачей которого была обработка советских, затем российских ученых в духе согласия с требованиями Токио «вернуть северные территории».

Недавно правонационалистическая газета Японии «Санкэй симбун» опубликовала подробный отчет о публичной лекции С. Хёдо, посвященной проблеме влияния конфликта на территории бывшей советской республики на «жизнь и политику Японии». Лекция представленного как военный эксперт исследователя называлась «Нестабильная международная обстановка и безопасность Японии».

Отметив, что военная напряженность в определенных регионах может дестабилизировать другие регионы и мир в целом, эксперт полагает, что в настоящий момент безопасность Японии, которая граничит с Китаем, Россией и Северной Кореей, находится под угрозой. Обстановка-де сейчас является самой суровой и сложной со времен окончания Второй мировой войны и возрастает риск возникновения «непростой ситуации», которая повлечет за собой множество «непредвиденных кризисов». То есть априори причиной напряженности в регионе определяется не ее нагнетание сколоченным Байденом военным «тройственным пактом» – США, Японии и Южной Кореи, а политикой сближения Пекина, Москвы и Пхеньяна, якобы создающей «угрозы» миролюбивым жителям Страны восходящего солнца. 

«Подтверждение» такой «угрозы» С. Хёдо усматривает в фотографии лидеров КНР, России и Пхеньяна на военном параде, посвященном годовщине Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Он говорит: «3 сентября в Пекине прошел масштабный военный парад в честь 80-летия победы в войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и во Второй мировой войне. Мир облетела фотография, на переднем плане которой плечо к плечу стояли председатель КНР Си Цзиньпин, Президент Российской Федерации Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын».

Делается вывод о том, что в отличие от еще недавнего времени Си Цзиньпин все теснее сближается со своими стратегическими партнерами: «Председатель КНР Си Цзиньпин поначалу дистанцировался от военного сближения России и Северной Кореи, однако фотография, где все трое лидеров стоят в одном кадре, показывает, что ситуация поменялась. Китай, вероятно, пока не готов заключить пакт о трехстороннем сотрудничестве в оборонной сфере, однако решительно демонстрирует Соединенным Штатам, что переговоры с Трампом будут вестись на равных». 

Не совсем понятно, почему, по мнению японского специалиста, Си Цзиньпину понадобилась такая фотография для проведения равноправных переговоров с американским президентом. Ведь лидер КНР и ранее при контактах с американцами отнюдь не демонстрировал какого-то заискивающего или подчиненного положения. Скорее наоборот, он своим поведением и принципиальными позициями заставлял западных, включая американских, политиков уважать великий Китай и его руководство, не допуская ни малейшей попытки диктата с их стороны. Ну а единение с участниками антифашистской борьбы в годы войны в День Победы является демонстрацией не угрозы кому бы то ни было, а проявлением решимости совместно противостоять обозначившейся опасной тенденции возрождения в странах Запада, в том числе Японии и Германии, нацизма и фашизма. Об этом следовало бы, на наш взгляд, упомянуть докладчику при анализе складывающейся в мире чреватой опасностью новой большой войны ситуации. А не представлять Японию, как в предвоенные годы, «окруженной со всех сторон врагами» страной.

Как опасность Стране восходящего солнца воспринимает С. Хёдо и подтверждение Москвой и Пхеньяном стратегического партнерства двух государств-соседей. И пытается убедить японцев в том, что это-де приближает конфликт на Украине к Восточной Азии, то бишь к Японии. «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Северной Кореей, вступивший в силу в декабре 2024 года, стал первым фактором, который приблизил конфликт на Украине к Восточной Азии. Глава страны Ким Чен Ын недвусмысленно дал понять, что его страна принимает непосредственное участие в российско-украинском конфликте. Союз между Россией и КНДР ширится и крепнет». 

Хотелось бы спросить японского исследователя, отчего он с осуждением представляет военное сотрудничество России с КНДР и считает нормальным тесный военный союз Токио с Вашингтоном, а также с Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, на основе соглашений с которыми провозглашается создание пресловутой «восточной НАТО». Да и с Северо-атлантическим альянсом Япония на антикитайской и антироссийской основе всемерно развивает отношения военного сотрудничества, проводя всё чаще совместные военно-воздушные, военно-морские и иные учения у берегов Китая и России, создавая совместно новые виды вооружения. 

С другой стороны, лектор, как ныне многие в Японии, всерьез озабочен тем, что США, в частности, при президенте Трампе могут пересмотреть свои обязательства всенепременно вооруженным путем защищать Японию. В последние годы автору этих строк часто доводилось слышать от японцев сомнения по поводу того, что американцы и впрямь готовы «пожертвовать Сан-Франциско ради Токио или Иокогамы». 

Знает об этом и С. Хёдо. Он говорит: «Соединённые Штаты демонстрируют резкое снижение активности в международном сообществе. Комплекс этих факторов порождает риск возникновения "непростой ситуации", которая повлечет за собой сразу несколько кризисов одновременно. Вполне возможно, что именно на это рассчитывает Китай. Дистанцирование американских вооруженных сил и Сил самообороны друг от друга сыграло бы Пекину на руку в случае потенциального вторжения на Тайвань».

Беспокоит его и снижение роли США как «мирового полицейского»: «Некоторые эксперты утверждают, что мир может вернуться в эпоху войн. Сейчас в Европе и на Ближнем Востоке длятся два конфликта. Речь об Украине и конфликте между Израилем и ХАМАС. Существуют опасения, что третий конфликт может разразиться в Восточной Азии. Соединенные Штаты уже заявили, что больше не намерены играть роль "мирового полицейского" и демонстрируют последовательное безразличие к глобальному порядку. На поверхность выходит истинное состояние международного сообщества — анархия, то есть отсутствие централизованной власти». 

Вывод напрашивается один – Япония должна озаботиться тем, чтобы быть способной самостоятельно бороться с «врагами». А значит, резко увеличить мощь военно-промышленного комплекса и обеспечить уже сейчас входящие в десятку сильнейших армий мира вооруженные силы страны современнейшим оружием, вплоть до ракетно-ядерного. Кстати, именно за это ратует избранная на днях председателем правящей Либерально-демократической партии Японии с перспективой возглавить японское правительство женщина-политик ультраправого толка Санаэ Такаити.

Возвращаясь к оценкам ситуации, складывающейся в российско-украинском конфликте, С. Хёдо признает, что Российская Федерация уже взяла под свой контроль примерно 20% общей территории Украины. Согласно Конституции РФ, Крымский полуостров, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область включены в состав РФ. «Как неоднократно заявлял Кремль, иного выбора, кроме как взять эти территории под свой контроль, у страны не было», – сообщает докладчик.

Прослеживая беспокоящую его связь событий в бывшей УССР с ситуацией для Японии, Хёдо разъясняет: «Спустя три с половиной года конфликт на Украине вступил в новую фазу: обе стороны запускают друг по другу все новые и новые ракеты средней дальности. Уже к концу этого года Россия разместит в Беларуси сверхсовременную баллистическую ракету средней дальности "Орешник", которая способна достичь Европы. Полагаю, что не за горами и тот день, когда эти ракеты будут размещены на Дальнем Востоке России. Тогда Япония может оказаться под ударом. Это второй, хоть и косвенный фактор, приближающий конфликт на Украине к нашей стране».

Далее следует ничем и никем не подтвержденная «информация» британской Financial Times о том, что якобы «российские военные подготовили подробный список целей для нанесения ударов по Японии и Южной Корее в случае потенциальной войны с этими странам». В список вошли радиолокационная база военно-воздушных «сил самообороны» на острове Окусири на Хоккайдо и атомная электростанция "Токай" близ одноименного поселка в префектуре Ибараки. «Россия предполагает, что конфликт с организацией Североатлантического договора может распространиться на Восточную Азию. Это уже третий фактор, который возник вследствие конфликта на Украине», – стращает японцев «потенциальными целями русских» специалист по военным вопросам.

Соглашаясь с тем, что отношения между Российской Федерацией и Японией заметно охладели, контакты между странами в настоящее время находятся на самом низком уровне и фактически приостановлены, а «переговоры о долгожданном заключении мирного договора прекращены», докладчик вновь возвращается к тревожащим японцев российско-китайским отношениям. В Стране восходящего солнца увидели особую опасность в том, что отныне, восстановив историческую справедливость, не только в Китае, но и в России 3 сентября отмечается как День победы над милитаристской Японией. «Могу предположить, что антияпонские настроения в стране практически вышли на тот же уровень антипатии, которую испытывают по отношению к Японии в Китае», – допускает С. Хёдо. В связи с этим позволительно спросить, как специалист по России оценивает тот факт, что под массированным воздействием проправительственной пропаганды ныне 95% японцев на опросах отвечают, что, мягко говоря, не испытывают добрых чувств к России и русским?

В завершение лекции С. Хёдо резюмирует: «Спецоперация на Украине — это не что-то далекое и нас не касающееся. Ее последствия затронули и Японию, а опасность все ближе. Необходимо как можно скорее прекратить этот конфликт, чтобы избежать формирования "непростой ситуации". Нам нужно осознавать кризис и думать о безопасности Японии как о проблеме, которая коснется каждого из нас». 

Что же, за скорейшее прекращение напрямую спровоцированного Западом братоубийственного конфликта всецело выступает и Москва. Вот только на словах ратуя за его завершение, официальный Токио, как и его союзники по НАТО, делают все для того, чтобы он продолжался, накачивая киевский неонацистский режим миллиардами долларов и снабжая всем необходимым для ведения войны «до последнего украинца». Но об этом докладчик ничего не сказал…

Фото: sankei.com

Другие материалы