Украинские бюрократы не хотят ограничения своих зарплат, или «Мои золотые – это мои золотые»

В СМИ появились заказные статьи, поддерживающие высокие зарплаты чиновников

Бюджет Украины на следующий год уже на этапе своего планирования показывает огромный дефицит в размере 2 триллионов гривен (более 50 млрд долларов). Все собранные средства давно отдаются на ВСУ и военных, вплоть до того, что киевский режим уже требует у ЕС разрешения использовать в этих целях недавно полученные 6 млрд евро.

Киевский режим хотел бы сэкономить на пенсиях, составляющих больше пятой части всех расходов бюджета, но средний размер выплат настолько мал, а количество пенсионеров настолько велико, что уменьшить эту статью социальных расходов практически невозможно. Как и расходы на военные цели.

Пока проект бюджета находился в Верховной раде, внимание депутатов обратилось на чрезвычайно высокие расходы на чиновников, доходы которых достигли заоблачных высот по сравнению с другими категориями населения.

Глава финансового комитета Гетманцев заявил, что в бюджете 2026 года депутаты предлагают ограничить уровень зарплат госслужащих суммой в 80 тыс. гривен (почти 2 тыс. долларов США) в месяц, за исключением тех, кто участвует «в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны». По его словам, «на период войны» бремя финансирования оборонных нужд должно быть справедливо распределено. 

Для понимания этой цифры, нужно отметить, что предусмотренная бюджетом на 2026 год минимальная зарплата на Украине составит 8647 гривен (чуть больше 200 долларов США). Что же касается чиновников, то в 2025 году средняя зарплата сотрудников центральных органов исполнительной власти выросла с 38 тыс. гривен (75 тыс. рублей) в январе, до 58,5 тысячи гривен (115 тыс. рублей) в августе. 

Подчеркну, что это как средняя температура по больничной палате – у кого-то низкая, а у кого-то зашкаливает. Тем не менее зарплата госслужащих в среднем как минимум в три раза выше средней зарплаты в стране, а руководящего состава – аж в шесть и более раз больше.

Зарплаты руководителей украинских ведомств сейчас составляют от 158 до 367 тыс. гривен в месяц (от 310 до 720 тыс. рублей), причем самые высокие ставки отмечены в Национальном агентстве по предотвращению коррупции (интересно, чем они занимаются?), Фонде госимущества (зачем им вообще зарплата с такой работой?) и министерстве национального единства (ликвидированном этим летом). Такие же высокие зарплаты наблюдаются и в судебной сфере: средняя зарплата прокурора достигает 120 тыс. гривен (235 тыс. рублей), а судьи – 180 тыс. гривен (353 тыс. рублей).

Можно сказать, что идея депутатов в случае ее реализации ничуть не затронет основную массу чиновников, а только коснется руководящих кадров ведомств. Однако они сразу же возмутились против такой перспективы.

Через несколько дней после предложения Гетманцева в популярном еженедельнике «Зеркало недели» появилась программная статья под названием «Достойная пенсия vs популистская петля. Почему ограничение зарплат чиновников негативно скажется на благосостоянии украинцев».

Автор статьи – целый профессор Киевского университета Андрей Длигач – отмечает: «Государство, которое стремится к процветанию, должно нанимать на рынке лучшие компетенции. Только высококлассные управленцы могут обеспечить экономический скачок. Удовлетворяться посредственностью, потому что «в стране низкие пенсии», — это сознательный выбор в пользу бедности в будущем».

Якобы соглашаясь с тем, что пенсии должны быть хотя бы на уровне прожиточного минимума, он заявляет, что «путь к высоким пенсиям не лежит через ограничение зарплат для государственных служащих», а предложение депутатов является «очередной популистской петлей», которая только усугубит экономические и социальные проблемы.

По его мнению, «ограничение зарплат ухудшит эффективность государственных институтов, подтолкнет экономику к тенизации и, как следствие, увеличит пропасть между уровнем пенсий и желательным благосостоянием».

Даже с такими пафосными обоснованиями невозможно понять, почему же ограничение зарплат бюрократов до уровня, который и так превышает уровень доходов почти во всех сферах украинской экономики должно повлечь ее «тенизацию» и ухудшение уровня жизни пенсионеров. 

Скорее наоборот, это позволит направить высвободившиеся средства на ту же поддержку пенсионеров (хотелось бы). А коррупция в экономике Украины как была, так есть и будет, невзирая на уровень зарплат высокопоставленных чиновников. Они ведь никогда не жили на официальные доходы, а всегда имели свой «свечный заводик», позволяющий комфортно жить.

Аргументация автора в пользу чиновников ничуть не впечатляет, а вот приведенные статистические данные не могут не поразить. По приведенным данным, сегодня на Украине проживает «10,4 миллиона пенсионеров плюс почти 3 миллиона лиц с инвалидностью», а ЕСВ (единый социальный взнос) платят лишь 10,7 млн человек. Таким образом, соотношение составляет «0,83 плательщика на одного получателя социальных выплат» тогда как «в Европе этот показатель выше двух (даже 2,6, если говорить о пенсионных выплатах). То есть у нас ситуация втрое хуже европейской».

На самом деле, ситуация гораздо хуже. Еще в конце 2024 года эксперты утверждали, что на Украине официально работает порядка 9 млн человек. Но даже со своими более оптимистичными цифрами автор статьи утверждает: «На этом этапе нет экономической возможности увеличить пенсии без ущерба для экономики. Наша солидарная система движется к тому, что нынешние 40-летние через 20 лет не смогут получить пенсию от государства».

После этого выдвигается три политико-экономических обоснования ошибочности идеи депутатов ограничить размер зарплат топ-чиновникам.

Во-первых, она «не решает ни одну базовую проблему госуправления», потому что «это несистемная реформа, которая не улучшает институциональную состоятельность, не оптимизирует структуры госуправления, не внедряет индикаторы результативности и минимально влияет на расходы бюджета, но из-за ухудшения качества государственного управления приводит к сокращению состоятельности государства в короткой перспективе».

Те, кто прорвался через дебри экономических терминов, сразу сократят это длинное высказывание к короткой фразе «никакой пользы, кроме вреда». Вот только эта фраза ни в чем не убедит читателей, поэтому ее развили и щедро посыпали экономическими терминами.

Во-вторых, это «риск потери ключевых кадров и компетентностей», потому что «потолок зарплат усилит отток в частный и общественный секторы», тогда как «реформы в странах, стремящихся к экономическому росту и благосостоянию, должны быть направлены на повышение профессионального уровня государственных служащих».

Про повышение «профессионального уровня» – это просто красивая обертка для невкусной конфеты, которую предлагается проглотить депутатам. А вот фраза про «отток в частный сектор» сразу вызывает хохот, особенно в отношении мужчин от 25 до 60 лет. Как только они уйдут с госслужбы, то сразу же лишаться брони от мобилизации. Никто даже не успеет оформиться на работу в какие-то коммерческие структуры, потому что представители ТЦК, довольно потирая руки, отправят экс-чиновника прямым ходом в ВСУ. Эта, кстати, одна из причин нежелания мужчин покидать госструктуры.

В-третьих, «низкие зарплаты усиливают коррупционные стимулы». Как пример приводятся действия Грузии в 2006-2010 годах, сократившей коррупцию за счет комплексного подхода решения этого вопроса в государственной сфере.

Автор только забыл упомянуть, что бывший грузинский президент Михаил Саакашвили, развязавший в те годы военный конфликт против России (август 2008 года), с 2021 года сидит в тюрьме. Хороший пример для подражания. Да и зарплаты украинских чиновников сейчас выше, чем почти в любой другой сфере.

Основываясь на своих трех утверждениях, автор вместо ограничения уровня выплат предлагает, наоборот, убрать рамки доходов топ-чиновников: «Контракты с OKR или KPI вместо универсальных потолков зарплаты. С понятными задачами, метрическими свидетельствами и бонусами; для топ-позиций — доля переменного вознаграждения, привязанная к достижениям, например, к показателям стратегий или программы действий правительства».

Как говорится, наглость – второе счастье. Просите больше и вам дадут, сколько вы хотите. Поэтому требуют повышения зарплат, чтобы сохранить то, что уже есть.

Судя по ситуации в стране, вряд ли правительство пойдет навстречу предложению ограничить зарплаты чиновников. Скорее снизят бюджетные расходы на образование, медицину и социальную сферу. Ведь деятели киевского режима не хотят выпускать их своих цепких рук все, что в них попадает, пока еще есть возможность руководить страной.

P.S. Как и ожидалось, на предложение депутатов премьер Свириденко отреагировала крайне негативно, заявив 10 октября в Верховной раде: «Если мы хотим, чтобы у нас были специалисты высокого уровня, которые будут работать на государство, то они должны получать достойную заработную плату». 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы