Преподобного Иону Киевского мы уже упоминали. Это он благословил Лаврентия Черниговского и Кукшу Одесского каждого на свой путь подвижничества. Известно, что родился он в 1802 году в Кременчуге, а вот в какой губернии, точно сказать нельзя - именно в тот год первая столица Новороссии стала уездным городом Полтавской губернии. Зато родители его Павел и Пелагея Мирошниченко, происходившие из мещан посада Крюкова Кременчугского уезда, были ровесниками Новороссийской губернии, образованной указом императрицы Екатерины II в 1764 году. Сына своего Павел и Пелагея назвали Иваном. Мальчик с детства полюбил книжное чтение, особенно христианские притчи.
Из начала его самостоятельной жизни известно, что он много послушничал в монастырях, в 26 лет оставшись при преподобном Серафиме Саровском, который через восемь лет, в 1836 году, благословит ученику идти в Белобережскую пустынь под Брянском. Здесь в 1843 г. Иван Мирошниченко примет монашество с именем Иона, а через два года будет рукоположен в иеродиакона.
В 1851 г. киевский святитель Филарет Амфитеатров, после знакомства и общения с отцом Ионой, договорился о переводе его в Киевский Николаевский монастырь (основанный на Аскольдовой могиле – месте захоронения первого киевского князя-христианина, в крещении Николая). Это были последние годы жизни Николая I – царя, воскресившего мать городов русских: после столетий «европейского» владычества Киев представлял собой захолустное местечко, не выдерживавшее соперничества с такими «казацкими столицами», как Трахтемиров, Батурин, Глухов, Чигирин… Преподобный Иона, явившийся очевидцем возрождения Киева, писал о царе: «Я люблю его, как агнца Божия: кроткого, разумного, боголюбивого ревнителя благочестия, святого Православия».
В 1860 г. Иона уже иеромонахом был переведён в Выдубичскую обитель – вотчинный монастырь Мономашичей, основанный у подножья Зверинецкой горы отцом Владимира Мономаха и внуком Владимира Крестителя. На обратных, более пологих склонах горы разводил князь зверей для охоты, отсюда и название урочища.
На вершине Зверинца – самой высокой точке днепровских круч у Киева – построил иеромонах Иона вместе со своими духовными чадами монахами Иларионом и Гавриилом скит из хвороста. Ещё за несколько десятилетий до того выдающийся церковный историк, археограф и библиограф митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов назвал эту местность Русским Афоном. Ещё до того, заметим, как явилась здесь преподобному Ионе Божия Матерь.
1 марта 1861 г., выйдя из монастырского корпуса, он увидел, что горит его «куренёк». Взобравшись, в страхе за Илариона и Гавриила на гору, иеромонах понял, что пламя, охватившее скит, не причиняет ему никакого вреда. На глазах у отца Ионы оно обрело образ Божией Матери. «Моя благодать пребудет здесь во веки, – объявила Богородица преподобному, коснувшись головы. – Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая – все чада Божии». Тот же «пожар» повторился через год; тогда Владычица возвестила Ионе, что он – «избранное Господом орудие дивных и святых дел».
К своим 58 годам старец обрёл высочайший духовный авторитет не только среди киевлян. К нему обращались за советом московские купцы, санкт-петербургские вдовы, просили молитв кавказские магометане (!). Целые хутора и аулы в самых отдалённых уголках империи спасал он своими молитвами и прозорливостью от эпидемий и стихийных бедствий, а людей – от необдуманных поступков.
Супруга Киевского генерал-губернатора, члена Государственного совета Российской империи княгиня Екатерина Васильчикова пожертвовала на строительство нового монастыря 10 тыс. рублей и свою зверинецкую дачу в 55 десятин земли. Однако нашлись и противники «нецелевого использования» Зверинецкой горы, которая в XIX в. была частью комплекса Киевской крепости.
Тогда княгиня, заручившись поддержкой святителя Московского Филарета Дроздова (она была ещё и дочерью Московского генерал-губернатора князя А.Г. Щербатова), добилась аудиенции у императора Александра II. Здесь её прошению также воспротивилась часть придворных, и царь, «устав от пререканий и противоречивых мнений», решил выйти подумать в Летний сад – там и произошло в этот день покушение на него Каракозова. Пуля прошла мимо. Потрясённый государь, не откладывая, отслужил молебен в Казанском соборе. Вернувшись же во дворец, первым делом спросил ожидавших его: «А что, господа, монастыря не надо?» Вынес из кабинета прошение княгини и при всех написал: «Утверждаю и разрешаю вновь устроиться в гор. Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, где иноки по их усмотрению изберут место строить скит для схимников, отшельников и совершенных безмолвников. Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре утверждаются и благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница, для братьев и странных пришельцев и странноприимный дом. Для странных должен быть дан покой и пища в монастыре». Княгине же Васильчиковой при всех он сказал: «Я вижу, Промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти и Россию от страшного потрясения».
Во исполнение воли государя первым делом в монастыре построили приют для 30 сирот, школу и больницу. И только затем были поставлены кельи для братии.
После смерти генерал-губернатора Васильчикова его вдова передала Троицкому монастырю и их семейное имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружён Знаменский храм и устроен женский скит, прозванный позже Васильчиковой дачей.
«Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы, – читаем мы на сайте Ионинского монастыря. – Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал двадцатому веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков».
Ежегодно в монастырь, прозванный в народе «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи игумена, каковым его назначили в 1872 г., были всегда открыты. «К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой». Об исцеляющей силе молитв отца Ионы ходили легенды. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы», — говорили люди.
В 1886 г., когда Троицкий монастырь состоялся, преподобному вменили в послушание и возрождение Межигорского Преображенского монастыря. Указом Святейшего Синода отец Иона, с возведением в сан архимандрита, был назначен настоятелем этой древней обители. Ещё в XII столетии перенёс сюда – за двенадцать верст выше Киева по течению Днепра – монастырь X века «первый великоросс» (по определению Ключевского) князь Вышгородский Андрей, будущий Боголюбский. Отсюда, по преданию, вывез он Владимирскую икону Божией Матери, освятившую своей благодатью становление Москвы как Третьего Рима. Межигорский монастырь стал первой монашеской обителью святителя Иоасафа Белгородского. Архимандрит Иона продолжил здесь дело уроженца подмосковного Можайска, будущего Патриарха Московского Иоакима Савелова, который, собственно, и начал восстановление обители после пожара 1676 года.
На 96-м году жизни отец Иона сильно заболел. Никто уже не надеялся, что он встанет с одра. Братия и многочисленные чада потянулись прощаться с духовным отцом и пастырем. Однако его час ещё не пришёл. «Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет позже преподобный, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: “Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».
В 97 лет архимандрит Иона завершил строительство огромного каменного корпуса, предварительно собрав на его возведение 100 тыс. руб. Ещё 200 тыс. руб. собрал он на строительство колокольни, получив утверждение её проекта государем.
Лишь на сотом году жизни почувствовал старец призыв вечности. Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал паломников. 6 января 1902 г. преподобный стал прощаться с братией. Те просили разрешения отслужить службу о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служивший в соборе иеромонах, произнося ектенью, никак не мог помянуть в прошении о здравии архимандрита Иону – что-то его останавливало. Оказалось, в это самое время преподобный отошел ко Господу.
Спустя более полувека мощи его были обретены нетленными.