С апреля новостные сводки западных информационных агентств из Венесуэлы приобретают всё более драматический характер. Вот сообщение из хроники за 24 июля: «Сотрудники Национальной гвардии задержали в городе Баркисимето (штат Лара) Моисеса Хименеса Валенсуэлу, 30 лет, который перевозил на автомашине «Тойота Аутана» оружие – 2 винтовки 16-го калибра, взрывчатку, 24 зажигательных бомбы «молотов», 260 тыс. боливаров наличными, и 200 г наркотиков. У Хименеса изъят мобильный телефон с данными на других участников террористической группы. Хименес возглавлял эту группу и планировал в ближайшем будущем атаки на руководство города. Известно, что Хименес регулярно ездил в США и обеспечивал финансирование террористических акций»…
Сообщения о десятках жертв и картинки с эпизодами «народного сопротивления кровавой диктатуре Мадуро» заполонили эфир, Интернет и телеэкраны. Группы боевиков оппозиции действуют во всех крупных городах, перекрывая улицы, поджигая административные здания, врываясь в торговые центры, громя продовольственные отделы, терроризируя граждан. Тактика постоянного натиска, применявшаяся для разжигания «цветных революций» (особенно по схеме Майдана), нацелена на то, чтобы взорвать страну изнутри, повлиять на тех, кто ещё не определил для себя, какую сторону конфликта поддержать – оппозицию или президента Мадуро.
Радикальной оппозицией применяются самые жестокие методы. Зафиксировано использование зажигательных снарядов против чавистов или лиц, которых принимали за таковых. Бесчеловечные акции мониторятся самими исполнителями и размещаются на YouTube. Так, в ходе выступлений в Каракасе оппозиционные боевики подожгли чернокожего Орландо Хосе Фигуэру, 21 года, который был заподозрен в работе на контрразведку SEBIN. Чтобы замести следы, нападавшие обвинили Орландо в воровстве. Он выжил, хотя получил тяжелейшие ожоги и несколько ножевых ранений. Выступая по национальному телевидению, президент Мадуро сравнил преступников, напавших на Орландо, с террористами «Исламского государства». По словам президента, на Орландо напали только за то, что он объявил себя сторонником боливарианского движения.
Физическое насилие и провокации против представителей правопорядка оппозиция использует без колебаний. Общая статистика по стране драматична: убитых более 90 человек, число раненых перевалило за 1400.
Министр иностранных дел Венесуэлы Самуэль Монкада заявил 24 июля, что директор ЦРУ Майк Помпео «работает с Колумбией и Мексикой, чтобы свергнуть демократическое правительство Венесуэлы». В подтверждение своих слов Монкада разместил в Twitter фрагмент интервью с директором ЦРУ журналистки Ванессы Неуман, которая заявляет, что «смена режима Мадуро в Венесуэле неизбежна», и тут же интересуется у собеседника, каковы перспективы развития ситуации в Венесуэле, а также в чём состоят американские интересы в этой стране, где «присутствуют русские, иранцы и другие».
Майк Помпео говорит: «Я всегда проявляю осторожность, когда мы говорим о Южной и Центральной Америке и ЦРУ. Есть много историй… Хотя достаточно отметить, что мы весьма оптимистичны в отношении возможности перемен в Венесуэле, и мы в ЦРУ делаем максимум того, чтобы понять динамику и иметь возможность информировать наш Госдепартамент и других. Я только что побывал в Мехико, а на предпоследней неделе – в Боготе, обсуждал как раз эту тему, пытаясь помочь им в понимании вещей и того, что они могли бы сделать для достижения наилучшего результата в своём регионе и нашем регионе».
Осторожные формулировки шефа ЦРУ «на публику» скрывают масштабный объём операций по дестабилизации Венесуэлы ради достижения конечной цели – отстранения Николаса Мадуро от власти и создания «переходного правительства». В качестве потенциального главы такого правительства рассматриваются несколько человек. Часто называют Леопольдо Лопеса, координатора партии «Народная воля», имеющего давнюю историю сотрудничества с ЦРУ. Он был приговорён к длительному сроку заключения за организацию в 2014 году массовых беспорядков, повлекших десятки жертв. Кампания в защиту Лопеса, в которой принимали участие многие правозащитные организации, включая Amnesty International и Human Rights Watch, поездки жены Лопеса по странам мира, её встреча с президентом Дональдом Трампом, опубликовавшем в своём Twitter призыв освободить Лопеса, дали результат: заключённого перевели из тюрьмы «Рамо-Верде» под домашний арест. Вашингтон тут же призвал к немедленному освобождению других политзаключенных в Венесуэле, а это около 400 человек, арестованных за подрывную работу по свержению правительства.
Боливарианское правительство обладает солидным опытом борьбы с заговорами и спецоперациями ЦРУ. Аресты идут по всей территории страны. Власти предпринимают превентивные меры для ослабления оппозиционных структур и нейтрализации пятой колонны. Всё чаще выражают недовольство жители тех привилегированных городских районов, в которых традиционно действуют оппозиционеры. Состоятельным обывателям надоело быть заложниками провокаторов.
Чем ближе предстоящие 30 июля выборы в Конституционную ассамблею, тем увереннее боливарианское руководство заявляет о том, что оппозиция не имеет шансов! Президент Николас Мадуро, которого поддерживают рабочие слои населения, опирается на структуры Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV), аппарат управления и силовые структуры, включая армию и полицию. Николасу Мадуро противостоит парламент – Национальная ассамблея Венесуэлы, где большинство принадлежит оппозиции. Парламентские возможности сторонников Мадуро ограничены, и оппозиционные депутаты из блока MUD всячески используют парламент для борьбы с боливарианским режимом.
По сути, в Венесуэле сложилось двоевластие. Преодолеть эту ситуацию может избрание Конституционной ассамблеи с последующей взаимоприемлемой корректировкой Основного закона страны. Для Мадуро реформа конституции - способ «достижения мира», налаживания плодотворного диалога, прорыва к экономическому процветанию, для оппозиции – способ нейтрализации политических оппонентов. Чтобы перехватить инициативу, руководители оппозиции (Круглого стола демократического единства – MUD) провели 16 июля «плебисцит», дабы доказать, что венесуэльцы отвергают и Учредительное собрание, и реформу Конституции 1999 года, в создании которой решающее участие принимал Уго Чавес. В своё время оппозиция оказывала ему жёсткое сопротивление, сейчас же руководство MUD выступает как защитник конституции. «Плебисцит» проводился без контроля со стороны CNE (Национального избирательного совета), был объявлен спикером парламента Хулио Борхесом состоявшимся. По его утверждению, более 98% венесуэльцев высказались против созыва Конституционной ассамблеи. Мол, венесуэльцы подтвердили итогами «плебисцита», что устали от Мадуро и хотят его отставки.
В СМИ замалчивались сведения о махинациях при голосовании и подсчёте голосов, причём жульничали и в Венесуэле, и на избирательных участках за рубежом. Например, в Австралии, где живёт не более 1 тыс. венесуэльцев, проголосовало 7 тыс. человек! «За оппозицию голосовали даже кенгуру», - заметил Хорхе Родригес, который руководит кампанией по созыву Конституционной ассамблеи. На «плебисците» не требовались никакие документы, и голосовать можно было не один раз. Не случайно бюллетени в большинстве случаев были уничтожены сразу же после их подсчёта.
За несколько дней до выборов депутатов в Национальную конституционную ассамблею свою точку зрения высказал редко ошибающийся венесуэльский аналитик Элеасар Диас Ранхель. Он отметил, что на «репетицию» (simulacro) выборов пришло необычайно много венесуэльцев, «несмотря на провокации, запугивание, угрозы тех секторов оппозиции, которые намерены саботировать эти выборы, вдохновляемые поступающими к ним из-за границы призывами к новому и наглому вмешательстве в наши внутренние дела». По мнению Ранхеля, «есть важная причина, чтобы проголосовать в воскресенье [30 июля. – Н.Н.]. Это станет ответом на угрозы президента США, который имел наглость потребовать отмены этих выборов, а также из-за лакейской политики Европейского союза и Меркосур в отношении североамериканских инициатив, а также ряда латиноамериканских государств, присоединившихся к этому наглому и агрессивному требованию».
Ранхель уверен в том, что голосование поставит точку на претензиях оппозиции сформировать параллельное правительство, которое будет признано Соединёнными Штатами и подконтрольными им странами Латинской Америки.
Обстановка в Венесуэле остаётся напряжённой. Президент Мадуро заявил: «Начинается решающая неделя для будущего Венесуэлы». Лидеры оппозиции возлагают надежды на генеральную забастовку, которая сорвёт голосование за Конституционную ассамблею. Страсти накалены. На вопрос, удастся ли избежать серьёзных провокаций в эти последние дни перед голосованием, никто с уверенностью ответить не может.
Фото: republica.com