Неудачница президентской кампании-2016 Хиллари Клинтон может принять участие в президентской гонке 2020 года. Об этом сообщил известный американский блогер Мэтт Драдж (drudge – работяга), давний специалист по инсайду из клана Клинтонов.
На этот раз, по словам всезнающего Работяги, «из источников, близких к кампании Блумберга, стало известно, что кандидат рассматривает Хиллари в качестве напарника после того, как социологические опросы обнаружили, что комбинация Блумберг – Клинтон станет грозной силой».
Пиар-директор избирательной кампании Майкла Блумберга Джейсон Шектер уклонился от вопроса CNBC, насколько реальны эти слухи. Представитель Хиллари Клинтон не ответил на запрос о комментарии. А сам Блумберг написал в «Твиттере»: «Я не был бы там, где я есть сегодня, без талантливых женщин вокруг меня. Я зависел от их руководства, их совета и их вклада». И в подтверждение этих слов пригласил в свою команду, которая уже насчитывает 2100 человек, Капришу Маршалл, которая была социальным секретарем президента Билла Клинтона в Белом доме с 1997 по 2001 год, потом работала у Обамы главой протокола. Маршалл была также специальным помощником Хиллари в бытность той первой леди и присоединилась к её президентской кампании в 2008 году.
Источник в Демократической партии рассказал: «Каприша Маршалл – одна из самых влиятельных людей в ближайшем окружении Хиллари… Каприша тесно связана с демократической политической орбитой и даст Блумбергу более прочную связь с истеблишментом демократов... Она поможет Майку обратиться к женщинам и афроамериканскому сообществу… Наём Каприши – очень умный ход».
Обозреватель New York Post Майкл Гудвин сравнивает союз Блумберга и Клинтон с браком по расчёту, который совершится очень быстро, так как «Блумберг нуждается в немедленной помощи, чтобы выиграть номинацию, а март – месяц перемен».
Налаживание связей – не единственный козырь миллиардера Блумберга, который включился в президентскую гонку на фоне хаоса в Демократической партии. Начало президентской кампании демократов обернулось провалом: первые же праймериз Демпартии в Айове «оказались технологически неподготовленными и… продемонстрировали полный разлад в рядах противников Трампа» (Демократическая партия заказала специальную систему электронного голосования и подсчёта голосов от компании Shadow, но во время голосования система зависла, голосование пришлось частично проводить по телефону, а потом два дня не удавалось обработать результаты). После пересчёта голосов победителем кокуса в Айове оказался Пит Бутиджич, но его победа ставится под сомнение, так как Бутиджич, как пишет The Washington Examiner, выплатил компании Shadow десятки тысяч долларов.
Сознавая потерю в Айове «темпа и качества» на фоне растущей популярности Трампа, Блумберг вкладывает свои громадные капиталы в современные пиар-технологии. В частности, он сделал ставку на продвижение своей кандидатуры с помощью мемов. Об этом рассказала журналистка The New York Times Тейлор Лоуренц, а в штабе Блумберга подтвердили, что они разработали для выборов 2020 года собственную «мем-стратегию». В Instagram появились спонсорские посты от мем-страниц @GrapeJuiceBoys (3,7 миллиона подписчиков) и @Tank.Sinatra (2,3 миллиона подписчиков). Оба аккаунта разместили мемы в виде вымышленной переписки с Блумбергом.
Проект Meme 2020 ставит целью создать ироничный образ Блумберга. При этом реклама не является скрытой – под постами пишут, что их оплатил Майкл Блумберг. В проект Meme 2020 вовлечены десятки блогеров с общей аудиторией в 60 миллионов подписчиков.
«Кампания Трампа (в 2016 году. – Ред.) была в первую очередь социальной. Мы пытаемся сломать стереотипы того, как Демократическая партия работает с маркетингом и Интернетом. Мы хотим сделать акцент на Интернете и активности в социальных сетях», – рассказывает сотрудник команды Блумберга .
По сути, Блумберг начал параллельную президентскую гонку, пишет Associated Press. Ни один из других кандидатов от демократов не может сравниться с ним в финансовых возможностях. По данным компании Advertising Analytics, на середину января он потратил более $225 млн на телевизионную и онлайн-рекламу – примерно в десять раз больше, чем любой другой кандидат.
Известный американский публицист, редактор издания The American Prospect Дэвид Дайен возмущён тем, что президентские выборы 2020 года могут превратиться в дуэль двух плутократов, Трампа и Блумберга. Блумберг, по словам Дайена, – это зеркальное отражение Трампа: «Это неизменный стиль политической линии Блумберга: покупать любого, кого можно купить… Блумберг заплатил пасторам, которые поддержали его кандидатуру в мэры, выплатил членам конгресса, которые теперь поддерживают его, миллионы долларов пожертвований, расплатился с мэрами городов, которые поддержали его, грантами на сумму $350 млн… Он удвоил зарплату сотрудникам кампании... Он покупает политический класс».
Блумберг «поддержал 196 городов с помощью грантов, технической помощи и образовательных программ на общую сумму $350 миллионов долларов и теперь главы этих городов формируют основу кампании мистера Блумберга», – пишет редактор издания Current Affairs Нэт Робинсон. Все мэры «посетили его престижный учебный лагерь в Гарварде, который дает мэрам доступ к постоянным советам экспертов, финансируемых Блумбергом, и более половины получили финансирование… на общую сумму около $10 млн».
Поддерживающие демократов журналисты упрекают Блумберга в невиданной в современной «политической жизни оргии расходов и пиаровских потёмкинских деревнях», выражая опасения, что выборы по схеме «плутократ против плутократа» ещё больше подорвут американскую демократию.
Нэт Робитсон сравнивает происходящее в американской политике с театром абсурда Эжена Ионеско: «Я уже видел, как люди вокруг меня внезапно и загадочно превращаются в сторонников Блумберга, подобно тому как в пьесе Ионеско «Носорог» люди в одночасье становятся носорогами. Я уже говорил с людьми, которых никогда бы не ожидал увидеть в команде Блумберга и которые устроились на работу к нему из-за нужды. Поскольку Блумберг подкупает все больше и больше людей, я боюсь, что сопротивление ему рухнет, бывшие критики неожиданно замолкают. Это тревожная перспектива».
Многих сторонников демократов возмущает, что Блумберг, будучи республиканцем до мозга костей, пытается «завоевать демократическую партию». Отрекаясь от своего республиканского прошлого, Майкл Блумберг уже успел извиниться за проводившуюся им на посту мэра Нью-Йорка политику stop and frisk (останови и обыщи), которая позволяла полицейским остановить любого человека на улице и, задав ему несколько вопросов, обыскать его.
Решающим фактором успеха Блумберга на демократических праймериз может стать «благословение» Барака Обамы. Бывший президент дал понять, что хочет остановить Сандерса, и будет логичным, считает обозреватель New York Post Майкл Гудвин, если с этой целью он выразит поддержку Блумбергу.
Однако трудно скрыть кризис Демократической партии США. Пользующийся поддержкой истеблишмента демократов Байден с каждым днём теряет рейтинг. Сандерс по американским меркам «слишком социалист», и воротилы Демпартии его не приемлют. Что касается Пита Бутиджича, который наряду с Сандерсом наиболее популярен среди избирателей-демократов, то совершенно очевидно, что открытый гей никогда не станет президентом США.
Миллиардер Майкл Блумберг с помощью запредельно мощного финансирования и манипуляций в информационной сфере пытается спасти двухпартийную политическую систему Америки, но насколько это ему удастся, если в ходе предвыборной кампании будет реализована комбинация Блумберг – Клинтон, сказать невозможно.