Дональд Трамп, как известно, утверждал, что «миссия США в Сирии завершена» и задача по уничтожению [запрещённого в России] «Исламского государства» (ИГ)* в этой стране «почти выполнена». Он также обещал осуществить вывод американских войск из Сирии «очень быстро».
Последствия одной из атак террористов на автобус с сирийскими военнослужащими
Однако американцев привела в Сирию не только война с ИГ, их привлекли сюда сирийские нефтяные поля. В политике предыдущего президента США здесь всегда существовало некое противоречие: закончить непозволительно дорогостоящую войну с ИГ Трамп хотел, но отказываться от бесплатной сирийской нефти ему не позволял инстинкт бизнесмена. В итоге Америка взяла под защиту сирийских курдов, заселявших нефтеносные районы.
Кроме того, наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман уговаривал Трампа не уходить из Сирии, так как «присутствие американских войск является главной преградой на пути распространения иранского влияния в регионе». Трамп согласился оставить американских морпехов в САР, если саудиты заплатят за их содержание. Бизнес есть бизнес
Глава Центрального командования Пентагона генерал Джозеф Вотел (Josef Votel) неоднократно заявлял при Трампе, что американское присутствие в северной части Сирии играет решающую роль «в стабилизации обстановки, консолидации достижений, а также в создании предпосылок для восстановления». Американские военные всегда видели себя участниками будущего Сирии. А с приходом новой администрации США вопрос о выводе американских войск из этой страны больше не стоит. В оглашённой Байденом «дорожной карте» Ближнему Востоку посвящены три пункта:
– возвращение к ядерной сделке с Ираном;
– создание в Палестине двух государств;
– возобновление помощи курдским отрядам народной самообороны (YPG) и партии «Демократический союз» (PYD) в северной Сирии.
Бойцы отрядов народной самообороны
Новые кадровые назначения в Вашингтоне указывают на то, что США намерены усилить свое противодействие политике России в этом регионе. В СНБ на должность координатора по Ближнему Востоку и Северной Африке назначен Бретт Макгерк (Brett McGurk), который в 2018 г. ушёл с поста спецпредставителя президента в коалиции по борьбе с ИГ из-за «глубокого несогласия с политикой Трампа». А главой Пентагона при Байдене стал Ллойд Остин, командовавший войсками США в Ираке во времена Обамы в 2010-2011 гг. и игравший видную роль в вооружении и оснащении курдских сепаратистов в Сирии.
Уже на следующий день после инаугурации Байдена границу между Ираком и Сирией пересекла колонна из 40 грузовиков с оружием и боеприпасами, направлявшаяся в курдский район Аль-Хасака. По сообщению турецкого Anadolu News Agency, в связи с обострением в последние дни ситуации вокруг города Манбидж, где курдские формирования подверглись ожесточенным атакам турецких и сирийских войск, США начали строить два новых укреплённых района, чтобы поддержать курдов. Около 300 американских морпехов и строительные материалы прибыли в зону боевых действий, чтобы заложить базу в 8 км от реки Саджур, притока Евфрата. Другая база у города Дадат восстанавливается (американцы покинули её два года назад).
Ещё одна американская база возводится на востоке сирийской провинции Аль-Хасака, недалеко от границы с Ираком. Из Ирака сюда уже перемещена первая дюжина бронетранспортёров, а до этого на базу прибыло множество грузовиков с оружием для охраны мест добычи сирийской нефти. Сейчас там сосредоточено около 800 американских военнослужащих. Местность находится под контролем курдов. Большая группа спецназа США прибыла и на базу Тель Бидр (Tel Bidr) в провинции Хасака. BasNews указывает, что новые объекты строятся также близ населённых пунктов и местностей Кобани, Айн-Исса, Румейлан, Хасеке.
Северо-восточные районы Сирии
Помимо этого, США имеют на Ближнем Востоке пять постоянных военно-воздушных баз, которые могут быть использованы в операциях против Сирии: в ОАЭ, Катаре, на Бахрейне, в Кувейте и Tурции.
По мнению турецкого агентства Anadolu, американские базы в Сирии восстанавливаются, чтобы перекрыть сирийским и российским военным дорогу в район Румейлана (северо-восток Сирии), где находится один из центров добычи нефти (90% сирийской нефти добывается в курдских районах к востоку от Евфрата; сейчас эти районы полностью под контролем США и курдских отрядов). Нефть оттуда бесконтрольно выкачивается и продаётся за рубеж; у сирийского государства ежемесячно крадётся таким образом 30 млн. долл.
The Guardian подчёркивает, что наращивание американского присутствия неизбежно приведёт к росту напряженности между российскими и американскими военными.
Дамаск со своей стороны заявляет, что размещение американских и турецких войск является нарушением суверенитета Сирии, называя США и Турцию агрессорами.
Дж. Байден после инаугурации. Фото REUTERS
Однако новая администрация США, возвращая положение дел в Сирии ко временам президента Обамы, судя по всему, не только не намерена уходить из этой страны, но и будет вести дело к её развалу. Если это произойдёт, образованное на территории Сирии курдское государство будет представлять собой марионеточный американский режим.
Заглавное фото: News Front