Доллар в виде серебряной монеты стал чеканиться в Новом Свете с конца XVIII века, но инструментом американской гегемонии он стал лишь с начала ХХ века. Связано это с созданием в декабре 1913 года американского Центробанка – Федеральной резервной системы США.
Попытки учредить в Америке Центробанк предпринимались с конца XVIII века, инициаторами выступали банкиры Старого Света, особенно Лондонского Сити. Отцы-основатели США понимали, что создание Центробанка грозит переходу Америки под контроль европейских (прежде всего, английских) банкиров-ростовщиков. Без преувеличения можно сказать, что историю США XIX века невозможно понять без учета непрестанных попыток европейских ростовщиков учредить американский Центробанк и сопротивления со стороны американских президентов, не желавших закабаления Нового Света. Достаточно вспомнить слова седьмого американского президента Эндрю Джексона (1829–1837 гг.), который шел на выборы со словами: «Или Эндрю Джексон и тогда никакого Центробанка, или Центробанк и тогда никакого Эндрю Джексона». И Эндрю Джексон тогда победил.
Вторая половина XIX века и начало ХХ века – история тайной подготовки проекта учреждения американского Центробанка. В Конгрессе США на протяжении 1913 года шла подготовка законопроекта об учреждении Центробанка, которому было дано достаточно необычное название – Федеральная резервная система США, чтобы никто не догадался, что это центральный банк. Проголосованный закон был молниеносно подписан президентом Вудро Вильсоном (через час после голосования).
ФРС США – частная корпорация. Её учредителями стали преимущественно крупнейшие банки – британские, европейские континентальные и американские. Они же вели подготовку Первой мировой войны, которая для них была гигантским бизнес-проектом. ФРС США в годы войны выдавала под высокие проценты кредиты (через посредничество разных банков) воюющим странам, несказанно обогащаясь на этом ростовщичестве.
Однако были и такие американские законодатели, которые восприняли учреждение ФРС как национальную трагедию. Например, конгрессмен Линдберг предупреждал, что закон о ФРС «...учредил самый большой трест на свете. Когда Президент подписывает этот закон, невидимое правительство властью денег…будет узаконено. Новый закон будет создавать инфляцию, когда бы тресты ни пожелали этого. Отныне депрессия будет создаваться на научной основе» (цит. по: Ральф Эпперсон. Невидимая рука. СПб.: 1996, с.206).
Конгрессмен как в воду смотрел: первая банковская произошла уже в 1920 году. В книге «Экономические тиски» (Economic Pinch), вышедшей в 1921 году, Линдберг писал: «Согласно закону о Федеральном резерве, паники создаются на научной основе; данная паника была первой, созданной научно, она была просчитана подобно математической задаче».
Банковская паника 1920 года была репетицией спектакля «Банковский и экономический кризис». Первыми режиссерами-постановщиками были Ротшильды и Пол Варбург (человек Ротшильдов, один из главных лоббистов закона о ФРС). Исполнителями были банки-члены ФРС (все американские банки в добровольно-принудительном порядке стали членами ФРС).
Спектакль состоял из трех актов: 1) активная кредитная эмиссия; 2) сжатие кредитной эмиссии и отзыв ранее выданных кредитов; 3) организация банкротств клиентов и сбор «урожая» в виде взыскания залогов и покупки на рынке подешевевших активов. Сейчас мы являемся свидетелями новой постановки спектакля под руководством председателя ФРС Джерома Пауэлла. Закончился первый акт спектакля, который затянулся более чем на десятилетие. В 2022 году начался второй акт пьесы. Самые драматические события ожидаются в 2023 году.
Глава ФРС Дж. Пауэлл. Фото: REUTERS/Jim Urquhart
Результаты банковской паники 1920 года были многообещающими. В руки главных хозяев ФРС попали большие количества сельскохозяйственных земель, которые использовались в качестве залогов. Разорилось 5400 банков, их активы перешли к тем же хозяевам ФРС.
А в 1929 году была разыграна «Великая депрессия». Урожай оказался еще богаче, чем в 1920 году: прекратили свое существование около 16 тысяч банков (более половины общего их числа). В результате резко усилились позиции главных ростовщиков: 100 из 14 тысяч банков стали контролировать 50% банковских активов страны. 14 самых крупных банков сосредоточили у себя 25% всех банковских депозитов. Произошли концентрация и централизация банковского капитала.
10 июля 1932 г. конгрессмен Луис Макфадден выступил перед палатой представителей Конгресса США и обвинил Федеральный резерв в том, что он сознательно создал кризис в стране. В следующем году он же предложил отстранить от своих должностей министра финансов, финансового контролера и всех руководителей ФРС за многочисленные преступления, включая измену и мошенничество. Затем было несколько покушений на Макфаддена. Ушел он из жизни в 1936 году. Официальная версия – «внезапная остановка сердца», но подозрения на спланированное убийство рассеять не удалось.
Подобных спланированных убийств государственных деятелей (включая американских президентов), которые пытались препятствовать созданию Центрального банка Америки или ограничить монополию Федерального резерва на эмиссию денег, немало. Наиболее близкий по времени пример – убийство президента Джона Кеннеди в Далласе в 1963 году. В официальную версию (покушение убийцы-одиночки Ли Харви Освальда) никто не верит. У Кеннеди был серьёзный конфликт с ФРС, он посягнул на монополию Федерального резерва осуществлять эмиссию денег. 4 июня 1963 года, т. е. за четыре месяца до своей смерти Кеннеди, подписал указ о выпуске казначейских билетов под обеспечение серебром, находящимся в запасах казначейства. Это были беспроцентные деньги, не создававшие долга. Для ростовщиков это было такое же дерзкое посягательство на их власть, как и принятое за сто лет до этого решение американского президента Авраама Линкольна печатать «гринбеки» (также казначейские билеты) в обход банкиров (за что также был убит по заказу банкиров).
Нельзя не признать, что поначалу качество продукции, сходившей с печатного станка ФРС было высоким. В годы Первой мировой войны центробанки всех стран, которые ранее приняли золотой стандарт, приостановили размен бумажных знаков (банкнот). А в Америке размен был, т. е. доллар оказался более конкурентоспособным по сравнению с британским фунтом, французским франком и другими европейскими валютами. Тем более доллар США возвысился над другими валютами после международной конференции в Бреттон-Вудсе (1944 г.), на которой американская денежная валюта получила особый статус «мировой валюты». Опять-таки его статус поддерживался обязательством американских денежных властей разменивать бумажные денежные знаки на золото. Однако это обязательство распространялось лишь на денежные власти других стран, не американских граждан: им в 1933 году указом президента Рузвельта было запрещено владеть драгоценным металлом. А 15 августа 1971 года Минфин США официально заявил о прекращении обмена «зеленой бумаги» на желтый металл». Уже более полувека доллар США является валютой, обеспечением которой служат не товары, не золото, не земля Нового Света, а бумажки под названием «облигации американского казначейства» и ипотечные бумаги. Но эти бумажки – для отвода глаз. Главное обеспечение доллара – авианосцы, бомбардировщики и военные базы, разбросанные по всему миру.
Фото: REUTERS/Dado Ruvic
Деятельность ФРС США на протяжении всей 110-летней истории связана со сплошными обманами, подтасовками, лукавствами. Лукаво само название «Федеральная резервная система США».
Во-первых, слово «федеральная» создает иллюзию, что это государственное учреждение. Ничего подобного – это частная структура холдингового акционерного типа. Хозяевами этого частного холдинга является узкая группа лиц.
Во-вторых, слово «резервная» порождает ощущение, что деньги, которые выпускает это учреждение, обеспечены какими-то резервами, которые гарантируют устойчивую покупательную способность денег и стабильность эмитента. На самом деле резервов в виде золота у этой системы крайне мало (по отношению к денежной массе). К тому же золото, как сообщается в официальных документах, находится на балансе Казначейства США, а не ФРС. Главный «резерв» Федерального резерва - облигации Казначейства США. Но это такие же бумажки, как и банкноты.
В-третьих, слово «система» также не отражает положения вещей. Формально ФРС была задумана как совокупность 12 Федеральных резервных банков (ФРБ) – чтобы у законодателей, принимавших в 1913 г. закон, возникла иллюзия, что создается децентрализованная сеть учреждений. На самом деле из 12 «равных» ФРБ один является «самым равным». Речь идёт о Федеральном резервном банке Нью-Йорка, на который приходится подавляющая часть всех активов ФРС и всей денежной эмиссии. Фактически он и является Центральным банком Америки. В любом случае деятельность всех 12 ФРБ находится под присмотром Совета управляющих ФРС (штаб-квартира находится в Вашингтоне). За Советом управляющих, в свою очередь, «присматривают» главные акционеры ФРБ Нью-Йорка.
Фото: REUTERS/Kevin Lamarque