Усадить за стол переговоров в Женеве 25 января представителей правительства Сирии и сирийской оппозиции не получилось. Не удалось даже согласовать состав участников переговоров от оппозиции. Урегулировать возникшие в стане противников Асада противоречия и было, видимо, основной целью незапланированного визита Джона Керри в Эр-Рияд, где он намеревался обсудить «некоторые очень важные вопросы».
Саудовская Аравия стремится использовать международный потенциал США в своем региональном соперничестве с Ираном. Министр иностранных дел королевства Адель Аль-Джубейр, высказываясь в адрес Тегерана, уже перестал придерживаться принятых в дипломатии норм. На совместной пресс-конференции с Керри он обвинил Иран в причастности практически ко всем конфликтам на Ближнем Востоке, тогда как именно Эр-Рияд выступает главной силой поддержки вооружённой сирийской оппозиции и возглавляет военную интервенцию государств Персидского залива в Йемене.
С одной стороны, Саудовская Аравия остается стратегическим союзником США. С другой стороны, дружба с саудовским режимом делает репутацию США как проводника демократии на Ближнем Востоке подмоченной. Есть у Вашингтона и более конкретные претензии к Эр-Рияду. Попытка саудовцев сорвать отмену санкций против Ирана не сработала, Белый дом уклонился от роли защитника королевства. В рамках возглавляемой американцами коалиции Саудовская Аравия от борьбы с «Исламским государством» самоустранилась. Она продолжает враждовать с Ираком, находящимся в зоне влияния США. Когда администрация Обамы делает шаг к налаживанию диалога Дамаска и сирийской оппозиции по линии ООН, саудовцы перехватывают у ООН инициативу формирования команды переговорщиков из лагеря противников Дамаска.
Эр-Рияд сознательно направляет еще не начавшийся межсирийский диалог в тупиковое русло, настаивая на приглашении от оппозиции двух делегаций, одну из которых саудовцы уже сформировали на свой вкус. Вашингтон не любит, когда союзники путают ему карты, но король и его окружение, ввиду окончания срока президентства Обамы, видимо, уже списали того со счетов и тянут время, рассчитывая, что с приходом в Белый дом нового человека Саудовская Аравия получит большую свободу рук в регионе.
На этот раз визит Джона Керри в Эр-Рияд ни к каким двусторонним договоренностям не привёл. Это и не удивительно, учитывая, что после саммита Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (май 2015 года) администрация Обамы не выполнила ни одного своего обещания. Планы создания региональной системы ПВО, новых крупных поставок вооружений и договорного оформления американских обязательств по военной защите арабских стран Залива повисли в воздухе.
В то же время за этот период было закрыто ядерное досье Ирана, Тегеран был приглашен к участию в сирийском урегулировании, США и Евросоюз отменили свои односторонние санкции против ИРИ. Всё это не может нравиться Эр-Рияду, там больше обращают внимание на то, что практически все кандидаты в президенты США считают такую политику Обамы ошибочной и обещают проводить более жесткий курс в отношении Ирана. Однако будет ли это означать конец компромисса, которого Вашингтон и Тегеран достигли в минувшем году? И даст ли это дополнительные преимущества Саудовской Аравии? Сомнительно.
Сейчас госсекретарь США настаивает на том, что «усилия по установлению мира в Сирии не должны страдать от спора между Саудовской Аравией и Ираном». Вполне справедливо. Речь идет о переговорах под эгидой ООН и выполнении резолюции Совета Безопасности ООН № 2254.
Поездку в Эр-Рияд Керри использовал в том числе для того, чтобы встретиться с координатором Верховного комитета сирийской оппозиции Риядом Хиджабом. Как сообщал об этом Госдепартамент США, участники встречи «согласились на срочной необходимости положить конец насилию». О предложениях этого сирийского оппозиционера, уполномоченного заниматься подготовкой переговоров в Женеве, можно судить по результатам его встречи со специальным посланником Генсека ООН по Сирии Стаффаном де Мистура. Ещё 6 января Рияд Хиджаб заявил, что делегация сирийской оппозиции на предстоящие переговоры назначена, ее члены отобраны с учетом квалификации и в соответствии с требованиями к профессиональным стандартам. Он выразил готовность к сотрудничеству с представителем ООН, обещал содействовать активизации политического процесса и обеспечить его успех. Координатор комитета сирийской оппозиции тогда же указал на необходимость придерживаться официальных каналов связи с ним по всем вопросам организации переговоров.
Напомним, что Рияд Хиджаб, несмотря на то, что он принадлежит к суннитской семье, в июне 2012 года был назначен президентом Асадом на пост премьер-министра Сирии. Он имеет учёную степень доктора наук, работал губернатором провинций Кунейтра и Латакия, возглавлял министерство сельского хозяйства в правительстве Сирии. Западные СМИ характеризовали его как сторонника Башара Асада и ключевую фигуру правящей партии, на него были распространены санкции Министерства финансов США. Однако после своей отставки в августе 2012 года Рияд Хиджаб покинул Сирию, выехав с семьей в Иорданию. Сегодня с ним встречаются и госсекретарь США, и многие западноевропейские политики. К примеру, министр иностранных дел Германии.
Чем же не устраивает Эр-Рияд подобная фигура? Ответ можно найти в выступлении Рияда Хиджаба на встрече с Франк-Вальтером Штайнмайером, когда этот сирийский оппозиционер высказался за «устранение всех иностранных сил, обеспечение пересечения границ и маршрутов поставок, обеспечение безопасных зон, доставку помощи в пострадавшие районы…». Если с этими согласятся остальные участники, саудовская королевская семья потеряет рычаги своего влияния на Сирию.