Германия столкнулась с огромной проблемой: спрос на электроэнергию вырастет с сегодняшних 550 тераватт-часов до 725 ТВт-ч к 2035 году, как говорится в отчете Федерального сетевого агентства (BNetzA).
Причинами быстрого роста спроса на электроэнергию являются растущая электрификация транспорта, отопления и промышленности, а также цифровизация и появление новых потребителей, таких как системы искусственного интеллекта.
В то же время, как отмечается в отчете, после закрытия немецких атомных электростанций, угольные электростанции также будут отключены от сети. Ветряная и солнечная энергетика постепенно приходят им на смену, но их поставки весьма нестабильны. Это означает необходимость создания гибких резервных газовых электростанций, способных надёжно обеспечивать электроэнергией в отсутствие солнца и ветра.
В докладе для правительства, одобренном 3 сентября 2025 г., представлены 2 сценария развития энергосистемы до 2035 года:
оптимистичный – предполагает своевременное строительство объектов ВИЭ и газовых электростанций, что позволит избежать перебоев;
пессимистичный – связан с задержкой ввода мощностей и допускает риск дефицита к 2030 году.
В документе отмечается, что при неблагоприятном сценарии в стране «в течение нескольких часов в году не будет возможности обеспечить безопасность снабжения исключительно рыночными методами». Ситуация, по оценке регулятора, должна нормализоваться к 2035 году, так как с 2031 года ожидается ускорение строительства газовых электростанций. Газовые станции компенсируют периоды низкой выработки ВИЭ и выступают резервом при энергопереходе.
Министр экономики ФРГ Катерина Райхе в сопроводительном письме подчеркнула, что «безопасность электроснабжения Германии до 2035 г. гарантирована». Она пояснила, что возможные случаи дефицита не означают масштабных отключений: «В таких случаях будут наготове различные резервные мощности, которые позволят избежать рисков для надежности электросетей», – подчеркнула она.
Согласно отчёту BNetzA, к 2035 году Германии потребуется от 22 до 35,5 гигаватта современных газовых электростанций. Это соответствует 44-71 станции мощностью 500 мегаватт.
Одних только возобновляемых источников энергии недостаточно для преодоления длительных периодов «тёмного затишья». Системы хранения энергии в настоящее время обеспечивают лишь кратковременную поддержку и не способны компенсировать более длительные периоды отсутствия ветра и солнца.
Поэтому, по данным BNetzA, электростанции, работающие на природном газе, остаются основой бесперебойного электроснабжения.
«У федерального правительства практически нет выбора. Федеральное сетевое агентство предупреждает, что без быстрого строительства новых мощностей по добыче природного газа риск дефицита электроэнергии с 2030 года возрастёт. Германии необходим газовый мост, чтобы не поставить под угрозу энергетический переход», – пишет немецкий портал Telepolis.
Между тем в Германии из-за слабого ветра уже сейчас растет выработка угольной энергии. В первой половине 2025 года в энергобалансе Германии заметно снизилась доля возобновляемых источников, а на их место вернулись уголь и газ.
В первой половине года Германия в большей степени покрывала свои потребности в электроэнергии за счёт ископаемого топлива, что обусловлено погодными условиями. Тем не менее более половины электроэнергии по-прежнему вырабатывается ветровыми и солнечными электростанциями.
В первой половине этого года в Германии было произведено и отдано в энергосистему 221 миллиард киловатт-часов электроэнергии. По данным Федерального статистического управления (Destatis), это всего лишь на 0,3% больше, чем в первой половине 2024 года.
Подача электроэнергии из возобновляемых источников сократилась на 5,9% – до 127,7 млрд киловатт-часов. Это было обусловлено необычно слабой ветровой погодой в этом году. Выработка электроэнергии ветряными электростанциями сократилась на 18,1% – до 60,2 млрд киловатт-часов.
Напротив, объём выработки электроэнергии на угольных электростанциях в первой половине года вырос на 9,3%, до 50,3 млрд киловатт-часов. Выработка электроэнергии на природном газе также значительно выросла – на 11,6%, до 35,8 млрд киловатт-часов.
На днях канцлер Фридрих Мерц на совещании с представителями энергетических компаний Германии заявил, что следует рассмотреть возможность приостановки закрытия оставшихся угольных электростанций до тех пор, пока новые газовые станции не будут готовы их заменить.
Пока Германия получила одобрение от Еврокомиссии на строительство более половины от запланированных 20 ГВт газовых генерирующих мощностей. Однако по прикидкам Федерального сетевого агентства может понадобиться в три раза больше. Дефицит электроэнергии может наступить уже к 2030 году.
Видимо, германские власти теперь жалеют, что выведенных угольных станций не вернуть. К примеру, власти Гамбурга взорвали одну из самых современных угольных электростанций Европы ТЭС Moorburg. Эта электростанция была построена в 2015 году и считалась одной из наиболее эффективных в своем классе, но ее уничтожили, потому что обещали это экоактивистке Грете Тунберг. В 2018 году Тунберг устроила у стен станции акцию, в 2021-м станцию остановили из-за зеленой повестки, в 2024-м взорвали двухтрубный дымоход, в марте 2025-го – главный корпус.
ТЭС Moorburg стоила €3 млрд и вырабатывала 1 654 МВт электроэнергии, что достаточно для обеспечения электроэнергией всего города.
Между тем реализация планов федерального правительства по строительству семи десятков газовых электростанций выглядит гладко лишь на бумаге.
Дело в том, что эта затея потребует масштабного государственного стимулирования, то есть финансовой поддержки в связи с тем, что эти газовые электростанции предназначены только в качестве резервного источника энергии в периоды отсутствия солнца и ветра и, следовательно, их эксплуатация будет нерентабельной.
Томас Хайльман, председатель немецкого Климатического союза, заявил изданию Handelsblatt: «Каждая новая субсидия на газовые электростанции будет увеличивать наши расходы на электроэнергию, поскольку цена на газ будет всё больше задавать темп для всего рынка электроэнергии».
Немецкая газета Bild, ссылаясь на данные Министерства экономики ФРГ, выражает сомнение в возможности страны избежать энергетического дефицита.
«Новое правительство Германии попало в опасную энергетическую ловушку: потребление электроэнергии в Германии в ближайшие годы резко возрастет», – отмечает издание.
Основной проблемой становится несоответствие между амбициозными планами по развитию возобновляемых источников энергии и реальными возможностями их реализации. Стоимость масштабного развития альтернативной энергетики оценивается в 600 миллиардов евро, что создает серьезную финансовую нагрузку на государственный бюджет. Такие расходы могут оказаться непосильными для немецкой экономики.
Вице-президент Федерального союза немецкой промышленности (BDI) Хольгер Лёш в интервью BILD заявил, что «чрезвычайно амбициозное и дорогостоящее планирование энергетического перехода должно быть более тесно связано с реальным спросом и динамикой затрат».
Многие руководители немецких корпораций открыто предупреждают о возможном крахе энергосистемы страны.
Генеральный директор BMW Оливер Ципсе указал: «Если, как предусмотрено в ЕС, с 2035 года будет разрешено производство только электромобилей, [германской] энергосистемы будет недостаточно. Боюсь, мы думаем, что в Германии через десять лет сможем заряжать каждый новый автомобиль электричеством. Но это невозможно».
Властям Германии, так или иначе, придётся строить новые, причем заведомо нерентабельные газовые электростанции. На фоне грандиозных планов по перевооружению бундесвера это означает неминуемое обрушение социальной сферы, о чем уже сообщил канцлер Мерц, заявив, что государство всеобщего благосостояния в Германии «приказало долго жить».
Немцы сами разрушили свою экономику, отказавшись от российских энергоносителей, увлекшись завиральными идеями зеленого энергоперехода и втянувшись в милитаристские планы НАТО.
Оправдывать эти благоглупости мифической российской угрозой, конечно, можно, но из энергетического тупика на голой пропаганде не вылезешь.
Это уже поняло большинство немцев, отдающих свои симпатии партии «Альтернатива для Германии», выступающей за деловое сотрудничество с Россией.